Методика французских мастерских
Французская мастерская Мастерская – синтетическая многомерная интегрированная рефлексивная образовательная технология с вероятностным результатом, ориентированная на личностно – деятельный подход. Деятельность участников представлена в продуктивной ( зрелой ) форме. На выходе из мастерской участники могут обрести целостную смысловую картину современного мира и осознать целостность своего « я » в этом мире, познать и проявить собственную индивидуальность.
Цели проведения мастерской : обучающие : обучение умениям ставить проблемы ; обучение умениям творчески искать ответ ; развивающие : развитие креативных умений ; воспитывающие : воспитание уверенности в своих творческих способностях.
Мастерская дает итоги деятельности различных планов : интеллектуального ; эмоционального ; этического ; коммуникативного ; психологического.
Мастерская имеет определенные фазы : индукция – явление актуализации части внутреннего мира участника ( ассоциативные ряды, воспоминания, ощущения, эмоции, личный опыт ), пробуждение личностного интереса, создание эмоционального настроя, включение подсознания ; работа с материалом индивидуальная – анализ и обработка предложенного мастером материала ; социализация – предъявление созданного интеллектуального продукта другим участникам мастерской ;
работа с материалом групповая – анализ, обсуждение и обработка материала, предложенного мастером ; групповая социализация – рассмотрение, анализ, защита групповых гипотез, мнений, текстов ; рефлексия – отражение, воспоминание своего проживания мастерской ( чувств, ощущений, эмоций, состояний, эвристических моментов, разрывов, возникших у участников в ходе мастерской ), ведущее к анализу собственного психического состояния и интеллектуального уровня ; разрыв – особое эмоциональнее и интеллектуальное состояние участника мастерской, заранее планируемое мастером
Принципы проведения мастерской : равенство всех участников ; ненасильственное вовлечение в процесс деятельности ; отсутствие оценки ; отсутствие соперничества, соревнования ; чередование индивидуальной и групповой работы ; важность самого процесса творчества ; разнообразие используемого материала ; ответственность каждого за свой выбор.