Корней Иванович Чуковский. «Живой как жизнь». Глава «Старое и новое». Тема: «Множественное число имён существительных». (Сообщение на конференции «Почему.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Единственное и множественное число имен существительных Имена существительные, обозначающие один предмет, находятся в единственном числе. Имена существительные,
Advertisements

Корней Иванович Чуковский ( ). 1 д Счёт десятками.
Выполнил Ученик 4 класса Леушина Данила. Культура речи - один из главных показателей общей культуры человека. Культура речи заключается не только в умении.
Подготовила: Сат Диана, ученица 7 «А» класса. Руководитель: учитель русского языка и литературы Монгуш Е.М. Сообщение на конференции «Почему мы так говорим?»
Именительный падеж множественного числа существительных мужского рода Ахметшина Н.Ю. гимназия 148 им. Сервантеса г.Санкт-Петербург Ахметшина Н.Ю. гимназия.
Личные местоимения Тема урока :. 21 ФЕВРАЛЯ 21 ФЕВРАЛЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 г.
Как правильно? У рыб нет зуб? или У рыбов нет зубов? или У рыбий нет забей?
Выполнила ученица 6 В класса МАОУ СОШ 35 Стовба Любовь. Выполнила ученица 6 В класса МАОУ СОШ 35 Стовба Любовь.
АВТОР:Головко Т.К.,учитель русского языка и литературы.
Тренажёр по русскому языку Имя существительное 5 класс Гращенкова Анастасия Михайловна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 22 г.Приморско-Ахтарска.
Цель: знакомство учащихся с различными типами профессий, развитие живого интереса к многообразному миру профессий с использованием различных методов.
Страна Фразеология. Проблема Украшают ли фразеологизмы нашу речь? Нужны ли они? Когда их уместно употреблять?
Существительное – школа Просыпается – глагол С прилагательным – весёлый Новый школьный день пришёл.
«Повторение изученного в 6 классе (первое полугодие)» Выполнила : ученица 6 «а» класса Комененко Елена.
Урок русского языка Обобщение об имени прилагательном.
Шестое марта. Местоимение как часть речи.
Н е д е л я д е т с к о й к н и г и 2011 – 2012 учебный год.
ПАМЯТКА ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ СЛОВ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И НАРЕЧИЙ При образовании ср. степени можно использовать либо слово «более», «самый»,
Практикум 1. Алгоритм выявления проблемы художественного текста. Проанализируйте поступки, отношения, речь героев. Определите, какие положительные или.
Обучение аудированию. Рекомендации по использованию эффективных стратегий аудирования 1. Что делать, если вы услышали новые слова, которые вам не знакомы.
Транксрипт:

Корней Иванович Чуковский. «Живой как жизнь». Глава «Старое и новое». Тема: «Множественное число имён существительных». (Сообщение на конференции «Почему мы так говорим?») Приготовила: ученица 6 «А» класса Кирьянова Варя. Руководитель: учитель русского языка Монгуш Е.М.

Цель. Выяснить, как правильно употреблять существительные во множественном числе; найти ответ в книге К. И. Чуковского «Живой как жизнь»; стремиться повышать свою речевую культуру и воспитывать языковой вкус.

Портрет К.И.Чуковского Игорь Эммануилович Грабарь. Мила мне русская беседа. В ней, разум собственный любя, Никто не слушает соседа, Но каждый слушает себя.

«Выбора или выборы»? «Договора или договоры»? М. В. Ломоносов. К.И. Чуковский.

М. В. Ломоносов утверждал, что «русские люди предпочитают окончание «а» «скучной букве» «и». ВыборА, договорА, ЛекторА, как и облакА, островА, лесА, вместо облаки, островы, лесы. Прошло 100 лет и русские люди перестали говорить домы, докторы,учители, профессоры, слесари и охотно заменили их формами: домА, учителЯ, докторА, профессорА, слесарЯ. К. И. Чуковский писал, в этом произношении слышалось что-то залихватское, бесшабашное, забубенное, ухарское.

Следующее поколение. Придало ту же залихватскую форму новым десяткам слов, таким как : бугалтеры, томы, катеры, тополи, лагери… Если бы А.Чехов услышал слово томА, он подумал бы, что речь идёт о французском композиторе Амбруазе ТомА.

Ещё через несколько лет Чуковский услышал следующее. ШоферА, авторА, библиотекарЯ, секторА, скоростЯ ВыходА, супА, матерЯ, дочерЯ, секретарЯ, плоскостЯ, площадЯ «Протестовать против этих уродливых слов бесполезно… Происходит стихийно замена безударного окончания Ы(И) окончанием А(Я)».

Почему так происходит? Кондитеры – тортА. Рестораны – супА. Домовые управления – площадЯ. Трактористы – тракторА, скоростЯ. Пожарные – факелА. Электрики – кабелЯ. Певчие – тенорА. Эта форма чаще всего упоминается в профессиональном (иногда очень узком) кругу. Остановить этот бурный процесс до сих пор остаётся бесплодным.

Говори правильно! ВыборЫ, договорЫ, лекторЫ. ДомА, докторА, учителЯ, профессорА, слесарЯ. БугалтерА, томА, катерА, тополЯ, лагерЯ. ШофёрЫ, авторЫ, библиотекарИ, секторЫ, скоростИ. ВыходЫ, супЫ, матерИ, дочерИ, секретарИ, плоскостИ, площадИ.

Культура речи – это один из показателей эрудиции, воспитания, духовной культуры в целом. «Язык что одежда», - говорит некий английский лингвист. Каждый человек должен быть требовательным к своей речи. Спасибо за внимание.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ. КОРНЕЙ ЧУКОВСКИЙ. «Живой как жизнь». 2 тома год. lomonosov-300-let-odinochestva- pitomec-dissidentov satrip.html