МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МОУ «СОШ18» г.Балаково Учитель немецкого языка Котунова М.Н. 2011
Мониторинг -(англ. Monitoring - осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы. Цель мониторинга – постоянное улучшение постановки преподавания учебных предметов. Задача мониторинга – повышение качества знаний и умений учащихся.
Основные виды мониторинга можно классифицировать по времени и объему содержания. Выделяют текущий, тематический и итоговый мониторинг. Текущий вид мониторинга подразумевает, в первую очередь, проверку знаний и умений учащихся на разных этапах урока. Тематический мониторинг связан с контролем знаний и умений учащихся после изучения крупной темы. Итоговый мониторинг – это контроль за результатами обучения после крупного раздела или курса в целом.
Объектом контроля качества знаний по иностранному языку должна являться коммуникативная компетенция обучаемых, т.е. их умение пользоваться всеми видами речевой деятельности: чтением, аудированием, говорением (диалогом, полилогом), письмом. Различают следующие виды контроля: предварительный, текущий, промежуточный и итоговый. Система контроля отвечает потребностям процесса обучения, является его составной частью и выполняет следующие функции: обучающую, диагностическую, корректирующую, контролирующую, управленческую, оценочную, стимулирующую, воспитывающую
Предварительный контроль позволяет впоследствии выстраивать процесс обучения с учетом исходного уровня контингента обучаемых. Текущий контроль позволяет видеть процесс становления умений и навыков, заменять отдельные приемы работы, вовремя менять виды работы. Промежуточный контроль проводится после нескольких занятий, посвященных какой-либо теме или блоку, являясь подведением итогов приращения в области речевых умений. Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс и выполняет оценочную функцию. Цель его- определение способности обучаемых к использованию иностранного языка в практической профессиональной деятельности. Итоговый контроль на экзаменах по выбору (9-10-е классы) осуществляется в форме тестов, составленных с учетом требований нормативных документов по иностранному языку для средней школы. Итоговый контроль в 11-м классе осуществляется в форме ЕГЭ (тест). Экзамен по иностранным языкам позволяет проконтролировать уровень сформированности большого спектра речевых умений и языковых навыков учащихсяй школы.
Наиболее актуальным способом диагностики качества знаний учащихся по дисциплине «Иностранный язык» в настоящее время является использование дидактических тестов. Его преимуществами перед традиционными методами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются следующее: - эффективно использовать время урока, так как проводятся в начале (конце) урока и требуют всего 5-7 минут учебного времени; -качественно оценить знания учащихся; -освободить преподавателя от трудоемкой проверки письменных работ; -повысить заинтересованность учащихся в получении новых знаний, умений и навыков; -в кратчайший срок проверить знания и умения больших групп учащихся (оперативность получения обратной связи); -вывить проблемы при изложении и усвоении учебного материала; -повышение мотивационной стороны обучения, возможность преодоления субъективизма выставления оценок (используется заранее продуманная система оценивания результатов) - гуманизм: предоставление равных возможностей для всех; ученик получает право на ошибку, которого он при традиционном способе оценивания не имеет.
Необходимость мониторинга в системе обучения объясняется, прежде всего, общественной потребностью в получении информации об эффективности функционирования всей системы учебных заведений. Мониторинг является неотъемлемой частью учебного процесса, благодаря которому реализуется обратная связь в обучении, связь, позволяющая оперативно регулировать и корригировать ход обучения, ставить конкретизированные задачи на новый урок. Систематичность мониторинга реализуется путем периодической проверки знаний и умений у всех учеников, накопление ряда отметок за разные виды работ в течение учебной четверти или триместра. Сравнительно равномерное распределение индивидуального и фронтального опроса, письменных работ, позволяет наблюдать за динамикой усвоения учениками учебного материала, поддерживать постоянный рабочий тонус их учебной деятельности.