Проектная деятельностьстудентов Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А.Н. Колмогоров
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.
Классификация творческих работ: Проблемно -реферативные Экспериментальные Натуралистические и описательные Исследовательские
Ученик должен обладать определенными компетентностями: Умение работать с рекомендованной литературой Умение критически осмысливать материал, представленный в книге Умение чётко и ясно излагать свои мысли
Педагог тоже должен обладать определенными компетентностями: должен быть творческой личностью; должен постоянно заниматься самообразованием; Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности; Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося; Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области.
Проблемы исследовательской работы : Практическое использование полученных результатов; Выполнение исследовательской работы – очень трудоемкое дело; Соблюдение авторских прав на результаты исследовательской работы.
Основные моменты исследования: ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать. ТЕМА отражает характерные черты проблемы. ОБЪЕКТ – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации..ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.
Этапы работы над научным исследованием: Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему. Выбранную тему обсудить на индивидуальной консультации с руководителем. Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор работы определил самостоятельно. На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы. На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы. Оформить работу в соответствии с требованиями и на основе её содержания подготовить небольшое (7-10 минут) выступление на итоговой конференции.
Сравнительная таблица характера традиционной и исследовательской деятельности Традиционная деятельность учащихся Исследовательская деятельность учащихся Выполнение приемов и операций по образцу, данному мастером Активное участие учащихся в разборе особенностей трудовых приемов. Выявление проблемы. Выполнение приемов и операций в соответствии с инструктивными указаниями инструкционной карты Выдвижение гипотезы. Выполнение заданий по карте, раскрывающей только последовательность выполнения приемов без подробных инструкционных указаний. Выполнение работ по готовой инструкционно–технологической карте Самостоятельное выявление технологической последовательности и рациональных режимов выполнения заданий. Упражнения на тренажере по подробной инструкции, предложенной мастером Самостоятельная работа на тренажере в различных режимах и ситуациях.
Литература: 1. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А. В. Леонтович // Школ. технологии N 5.- C Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. - М.: Дрофа, С Ахметова М.Н. Педагогическое проектирование в профессиональной подготовке. - Новосибирск: Наука, с.