Организация исследовательской деятельности в школе Подготовил учитель математики МАОУ «СОШ 55» Васюта А.Г.
Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто"
Одна из важнейших задач современного образования – обеспечить формирование у учащихся динамической и многоуровневой картины мира. Чтобы обеспечить развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности, в том числе проектной и исследовательской.
Исследовательская деятельность учеников – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Основные этапы исследования постановка проблемы; изучение теории, посвященной данной проблематике; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор, анализ и обобщение собственного материала; научный комментарий; собственные выводы.
Реферат Цель реферата: акцентировать внимание на новых сведениях и определить целесообразность обращения к изначальному тексту. Суть реферативной работы: в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих данную тематику
Исследование При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.
Формы представления исследований тезисы; устный доклад; реферат; описательная работа; популярная статья; компьютерная презентация.
Этапы исследования определение объектной области, объекта, предмета исследования; выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности; изучение научной литературы и уточнение темы; формулировка гипотезы; формулирование целей и задач исследования.
Методы исследования 1. Проведение работы; 2. Оформление работы; 3. Защита результатов исследования; 4. Рефлексия.
В процессе работы над исследованием у учащихся формируются следующие умения Видеть проблему; Самостоятельно ставить задачи; Анализировать, сравнивать, выбирать методы, наиболее приемлемые для работы; Подбирать литературу; Составлять библиографию;
В процессе работы над исследованием у учащихся формируются следующие умения Готовить тезисы, рефераты; Выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, аргументировано говорить, владеть вниманием аудитории; Выслушивать других; Задавать вопросы по проблемам выступлений; С достоинством выходить из острых ситуаций.
Применяя технологию проектной и исследовательской деятельности, мы добьемся следующих целей: воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях; развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества; развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения; развитие критического мышления.