Автор: Литвина Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 16» п. Солнечнодольска Изобильненского района Ставропольского края.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор: Литвина Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 16» п. Солнечнодольска Изобильненского района Ставропольского края !
Advertisements

Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Автор: Литвина Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ 16» п. Солнечнодольска Изобильненского района Ставропольского края.
Урок русского языка 11 класс Заварухина Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2.
Выполнил студент группы Ад – 11 Андриянов Антон. Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя. (Петроний, древнеримский писатель)
Презентация подготовлена учителем русского языка МОУ СОШ 16 Селивановой О. В.
Жила-была ТОЧКА. Она была любопытная и хотела всё знать. - Как же я могу всё узнать, если всегда буду жить на одном месте?! - Отправлюсь я путешествовать,
Русский язык для 5 класса Разделы науки о языке Учитель русского языка и литературы - Воронков А. М.
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме: Пишем сочинение ГИА-9 (Синтаксис)
"Математические сказки" Путешествие Точки в царстве «Волшебная геометрия»
Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью Русский язык.
Написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- Сложные слова с ПОЛ- пишутся через дефис, если второй корень начинается с буквы Л, с гласной, а также с большой буквы. В.
1 Работу выполнил ученик 6 класса Стариков Иван. Работу выполнил ученик 6 класса Стариков Иван. Автор работы.
Трудные случаи пунктуации. Запятые на стыке союзов. Автор презентации: Грибанова И.Э., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 3 с.Камбулат Туркменского.
Прямая речь. Диалог. Обращение. Кадочникова Татьяна Владимировна учитель начальных классов МОУ Южно-Степная СОШ Челябинской области ЧТО Я ДОЛЖЕН ЗНАТЬ.
Урок повторения (русский язык) в 8-11 классах. Автор: Горбачёва Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ 2 п. Октябрьский.
Пред вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н.В.
Подготовительные курсы по русскому языку 2013 – 2014 учебный год.
1 УЧИСЬ ПИСАТЬ ГРАМОТНО ( трудные случаи правописания ) Адаптированная программа элективного курса по русскому языку для 9-го класса Автор программы Потёмкина.
ГЕОМЕТРИЯ для малышей. Однажды Карандаш пригласил своих друзей и предложил: - Давайте заниматься ГЕОМЕТРИЕЙ. Это очень интересно! - Давайте! – хором ответили.
Транксрипт:

Автор: Литвина Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 16» п. Солнечнодольска Изобильненского района Ставропольского края

Однажды к королю Словообразование пришло слово «половина». - Ваше Величество, - сказало оно, - только Вы можете мне помочь. Моя беда в том, что все слова, к которым я присоединяюсь, чувствуют себя обиженными: ведь тогда они теряют, по их мнению, половину своего лексического значения. Поэтому, завидев меня издали, имена существительные стараются отойти подальше. Не можете ли Вы велеть им примкнуть ко мне вплотную, чтобы везде и всегда я была с ними? Король Словообразование Слово Половина

- Хорошо, - подумав, ответил король. – Но для этого мне придется сократить тебя более чем наполовину. - И я тогда не останусь в одиночестве? – обрадовалось слово «половина» - Нет, ты будешь входить в состав сложносокращенных слов. А они в основном пишутся. И, сократив слово до корня пол-, король Словобразование стал присоединять его к словам, начинающимся с гласной. Король Словообразование Слово Половина

Но тут вмешалась Орфоэпия: -Эти слова не могут писаться слитно, ведь они произносятся с паузой. -Пришлось Королю отказаться от этой затеи. Начал он присоединять пол- к существительным, начинающимся с согласной. Все шло нормально, пока не пришел черед на букву л. Орфоэпия

Тут уже воспротивилась Орфография. - Двойные согласные пишутся в корне тех слов, которые проверяются по словарю. А это сложные слова пол- лимона, пол-листа. И в словаре их нет. Вздохнул тяжко король Словообразование, но подчинился. И принялся присоединять пол- к собственным именам существительным. Орфография

Король Словообразование Графика Тогда возмутилась Графика: - Что это такое? Перед заглавной буквой не могут писаться строчные !

Пунктуация Обратился тогда король к Пунктуации: - О, мудрая Пунктуация! У тебя есть средства для обозначения пауз в предложении: запятая, точка с запятой, тире. Помоги мне присоединить пол- к словам, начинающимся с гласной, с буквы л и с большой буквы, чтобы не нарушать законов Грамматики. Долго молчала Пунктуация, а потом сказала: - Я не могу предложить ни одного из этих знаков препинания. Запятая разделяет отдельные слова и предложения, точка с запятой ставится в исключительных случаях в сложном предложении, тире обозначает длительную паузу. Но у меня есть дефис младший брат тире. Пожалуй, это то, что Вам нужно.

С тех пор слова, начинающиеся с гласной, с буквы Л и с большой буквы пишутся с пол- через дефис. А чтобы «половина» не страдала от такой половинчатости в написании, Фонетика иногда добавляет к части слова пол- букву У, а полу- с другими словами пишется всегда слитно.