« Ахматова привнесла в русскую литературу всю сложность и богатство русского романа XIX века. Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развила с оглядкой на психологическую прозу ». О. Мандельштам « Ахматова привнесла в русскую литературу всю сложность и богатство русского романа XIX века. Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развила с оглядкой на психологическую прозу ». О. Мандельштам
I этап- раннее творчество увлечение акмеизмом, внимание к детали ; основная тема : любовь ( неразделённая ); сюжетность ; дневниковость, романность ; урбанистическая тема в сб. « Чётки » СТИХИ О ПЕТЕРБУРГЕ Вновь Исакий в облаченье Из литого серебра... Стынет в грозном нетерпенье Конь Великого Петра. Ветер душный и суровый С черных труб сметает гарь... Ах! своей столицей новой Недоволен государь. Из сб. « Чётки » 1914 г 1912
Основные принципы акмеизма: освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; стремление придать слову определенное, точное значение; предметность и четкость образов, отточенность деталей; обращение к человеку, к « подлинности » его чувств; поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно- биологического природного начала; перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, « тоска по мировой культуре ».
II этап – переходный период добавляется тема поэта и поэзии + тема Родины ; философские размышления ; религиозность поэзии Молитва Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар - Так молюсь за Твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей Молитва Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар - Так молюсь за Твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей Сб. « Белая стая » 1917 г
Уединение Так много камней брошено в меня, Что ни один из них уже не страшен, И стройной башней стала западня, Высокою среди высоких башен. Строителей ее благодарю, Пусть их забота и печаль минует. Отсюда раньше вижу я зарю, Здесь солнца луч последний торжествует. И часто в окна комнаты моей Влетают ветры северных морей, И голубь ест из рук моих пшеницу... А не дописанную мной страницу -- Божественно спокойна и легка, Допишет Музы смуглая рука Жирмунская Т. Н. А. А. Ахматова в кресле. Начало х
III этап –период творческой изоляции ( ) гг « Ахматова принадлежит к числу тех немногих поэтов, каждая строчка которых есть драгоценность ». Г. В. Иванов Эта встреча никем не воспета, И без песен печаль улеглась. Наступило прохладное лето, Словно новая жизнь началась. Сводом каменным кажется небо, Уязвленное желтым огнем, И нужнее насущного хлеба Мне единое слово о нем. Ты, росой окропляющий травы, Вестью душу мою оживи,- Не для страсти, не для забавы, Для великой земной любви. А.Ахматова высота, торжественность, богатство, многоцветность и трагедийность любовных стихов
гг Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой. А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя. И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час; Но в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас. А.Ахматова « голос своего поколения » тема патриотизма и смысла жизни ;
IV этап – поэма «Реквием» (стихи г – опубликованы в 1987г) «… Я - то видел Ахматову « царскосельской весёлой грешницей » и « насмешницей », но Судьба поднесла ей обет Распятия. Можно ль было предположить … что хрупкая и тоненькая женщина издаст такой вопль – женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих – жёнах, матерях, невестах, вообще обо всех распинаемых ?...» Б. Зайцев Николай Гумилёв, Анна Ахматова и их сын Лев тема исторической памяти ; посвящена жертвам сталинских репрессий
А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество, Но только с условьем - не ставить его Ни около моря, где я родилась (Последняя с морем разорвана связь), Ни в царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов. Анна Ахматова Поэма «Реквием» Все получилось именно так, как и хотела Анна Андреевна.
Памятник появился в Санкт-Петербурге на набережной Робеспьера спустя 40 лет после кончины русской поэтессы. По замыслу скульптора Галины Додоновой, героиня Серебряного века смотрит через Неву на печально знаменитую тюрьму "Кресты" г
V этап – Всемирное признание (конец 1950-х - начало 1960-х годов 1964 год – лауреат международной премии « Этна – Таормина » в Италии « за 50- летие поэтической деятельности и в связи с недавним изданием в Италии сборника стихов »; 1965 год – почётный доктор Оксфордского университета в Англии «… Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных». А.Ахматова
Этапы творчества А.Ахматовой I – сб. «Вечер» «Чётки» III – сб. «Подорожни к» «Anno domini» V – Всемирное признание IV – поэма «Реквием» II – сб. «Белая стая» Подведение итогов
Альтман Н. И. Портрет А. А. Ахматовой Делла-Вос-Кардовская О. Л. Портрет А. А. Ахматовой Холст, масло.
Верейский Г. C. Портрет А. А. Ахматовой Тырса Н. А. Портрет А. А. Ахматовой. 1928
Петров-Водкин К. С. Портрет А. А. Ахматовой Анненков Ю. П. Портрет А. А. Ахматовой Бумага, гуашь
Шервинская А. С. Портрет А. А. Ахматовой Фаворский В. А. Портрет А. А. Ахматовой. 1956
Фотография Данько Н. Я., Данько Е. Я. Анна Ахматова. Статуэтка Автор модели - Данько Н. Я., роспись - Данько Е. Я
«На всех нас, как некий душевный загар, что ли, лежит отсвет этого сердца, этого ума, внутренней щедрости. Мы шли к ней потому, что она наши души приводила в движение». Иосиф Бродский А. А. Ахматова ( Горенко )
Литература: 1.Жирмунский В. Творчество Анны Ахматовой.- М.Ю Литература. 11 класс. В 2 ч. Ч.1: учебник для общеобразоват. учреждений/ Т.Ф.Курдюмова, О.Б.Марьина, Н.А.Демидова и др.; под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Дрофа, – 367с. 3.Интернет-ресурсы. Литература: 1.Жирмунский В. Творчество Анны Ахматовой.- М.Ю Литература. 11 класс. В 2 ч. Ч.1: учебник для общеобразоват. учреждений/ Т.Ф.Курдюмова, О.Б.Марьина, Н.А.Демидова и др.; под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Дрофа, – 367с. 3.Интернет-ресурсы.