Образование детей с нарушениями интеллектуального развития
Цель занятия : дать понятие о дать понятие о механизмах, причинах и проявлениях нарушений интеллектуального развития у детей дошкольного и школьного возраста ; познакомить с системой познакомить с системой образования детей с нарушениями интеллекта. План лекции : Определение понятия умственной отсталости. Причины умственной отсталости. Формы интеллектуальных нарушений. Степени снижения интеллекта. Краткая психолого - педагогическая характеристика детей, страдающий интеллектуальной недостаточностью. Образование умственно отсталых детей.
Информация по теме Наука, изучающая проблемы обучения умственно отсталых детей – олигофренопедагогика. Наука, изучающая проблемы обучения умственно отсталых детей – олигофренопедагогика. Исследователи, внесшие свой вклад в изучение проблемы интеллектуальных нарушений за рубежом – врачи, психологи, педагоги : Э. Сеген, Ж. Демор, М. Монтессори ; Исследователи, внесшие свой вклад в изучение проблемы интеллектуальных нарушений за рубежом – врачи, психологи, педагоги : Э. Сеген, Ж. Демор, М. Монтессори ; Отечественные специалисты : Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Ж. И. Шиф, С. Я. Рубинштейн, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева. Отечественные специалисты : Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Ж. И. Шиф, С. Я. Рубинштейн, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева.
Умственная отсталость - это стойкое снижение познавательной деятельности вследствие органического поражения центральной нервной системы, и в первую очередь, коры головного мозга.
стремительные стремительные роды ; роды ; затяжные роды ; затяжные роды ; травмы ребенка травмы ребенка во время родов ; во время родов ; акушерско - акушерско - гинекологические гинекологические манипуляции ; манипуляции ; асфиксия асфиксия ( удушье ) ( удушье ) новорожденного. новорожденного. физические и физические и психические психические травмы ; травмы ; инфекции инфекции ( краснуха, ( краснуха, токсоплазмоз ); токсоплазмоз ); интоксикации ; интоксикации ; соматические соматические заболевания заболевания матери. матери. черепно - черепно - мозговые мозговые травмы ; травмы ; инфекции, в том инфекции, в том числе числе нейроинфекции ; нейроинфекции ; интоксикации ; интоксикации ; воздействие воздействие алкоголя, алкоголя, никотина. никотина. Причины умственной отсталости Факторы, вызывающие внутриутробную ( пренатальную ) патологию развития Родовая ( натальная ) патология Факторы, вызывающие послеродовую ( постнатальную ) патологию развития
Формы умственной отсталости Умственная отсталость, которая возникает вследствиеорганического поражения коры поражения коры головного мозга головного мозга в пренатальный в пренатальный натальный и постнатальный периоды. Умственная отсталость, которая возникает после определенного периода нормального развития ребенка ( после двух лет ). Часто возникает при текущих заболеваниях мозга. Олигофрения Деменция
Степени умственной отсталости по Российской классификации Идиотия – тяжелая ( глубокая ) степень. Идиотия – тяжелая ( глубокая ) степень. Имбецильность – средняя ( умеренная степень ). Имбецильность – средняя ( умеренная степень ). Дебильность – легкая степень. Дебильность – легкая степень.
Степени умственной отсталости по международной и Российской классификации JQ Международная система Российская система 71 и выше Норма Норма Норма Незначительная умственная отсталость, затруднения в учении Дебильность Умеренная умственная отсталость, трудности в обучении Имбецильность Имбецильность Тяжелая умственная отсталость, значительные трудности в обучении Идиотия 20 и ниже Глубокая умственная отсталость
Дебильность При этой форме имеет место диффузный ( разлитой ) характер поражения коры головного мозга. Дети с легкой степенью умственной отсталости отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. При этой форме имеет место диффузный ( разлитой ) характер поражения коры головного мозга. Дети с легкой степенью умственной отсталости отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Это проявляется в том что : Это проявляется в том что :
Дебильность задерживаются сроки психомоторного развития – позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания ; задерживаются сроки психомоторного развития – позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания ; дети мало интересуются окружающим : не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни ; дети мало интересуются окружающим : не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни ; к концу дошкольного возраста у детей формируется только предметная деятельность, игровая деятельность не становится ведущей ; к концу дошкольного возраста у детей формируется только предметная деятельность, игровая деятельность не становится ведущей ; в условиях обычного массового образовательного учреждения ( детского сада, школы ) дети испытывают стойкие трудности в усвоении программного материала по всем видам деятельности. в условиях обычного массового образовательного учреждения ( детского сада, школы ) дети испытывают стойкие трудности в усвоении программного материала по всем видам деятельности.
Имбецильность При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение проявляются в том, что :
Имбецильность у детей отсутствует гуление и лепет ; у детей отсутствует гуление и лепет ; не формируется « комплекс оживления »; не формируется « комплекс оживления »; речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы ; речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы ; познавательные возможности резко снижены : грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление ; познавательные возможности резко снижены : грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление ; существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки. существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки. Дети с умеренной степенью умственной отсталости признаются инвалидами детства. Дети вполне обучаемы. Они способны овладеть навыками общения, социально - бытовыми навыками, грамотой, счетом., однако не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке. Дети с умеренной степенью умственной отсталости признаются инвалидами детства. Дети вполне обучаемы. Они способны овладеть навыками общения, социально - бытовыми навыками, грамотой, счетом., однако не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке.
Идиотия При этой форме умственной отсталости диффузное поражение коры сочетается с нарушениями нижележащих образований и локальными ( очаговыми ) нарушениями головного мозга. Диагностика идиотии возможна уже на первом году жизни. Особо выделяются нарушения статических и моторных функций :
Идиотия задержка в проявлении дифференцированной задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции ; эмоциональной реакции ; неадекватная реакция на окружение ; неадекватная реакция на окружение ; позднее появление навыков стояния и ходьбы ; позднее появление навыков стояния и ходьбы ; позднее появление лепета и первых слов ; позднее появление лепета и первых слов ; слабый интерес к окружающему и игре. слабый интерес к окружающему и игре. Дети не обучаются и находятся ( с согласия родителей ) в учреждениях Министерства социальной защиты, где им оказывается медицинская помощь, наблюдение и уход. Дети не обучаются и находятся ( с согласия родителей ) в учреждениях Министерства социальной защиты, где им оказывается медицинская помощь, наблюдение и уход. У взрослых : резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления ; резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления ; снижены пороги чувствительности ; снижены пороги чувствительности ; им недоступно осмысление окружающего ; им недоступно осмысление окружающего ; речь развивается крайне медленно и ограниченно или не развивается вообще ; речь развивается крайне медленно и ограниченно или не развивается вообще ; наблюдаются тяжелые нарушения моторики - парезы, параличи. наблюдаются тяжелые нарушения моторики - парезы, параличи.
Образование умственно отсталых детей Дошкольники Центр реабилитации и абилитации Специальные (коррекционные) ДОУ компенсирующего вида Специальные группы при массовых детских садах Школьники Специальные ( коррекционные ) школы VIII вида Специальные детские дома ( для детей - сирот ) Обучение в домашних условиях
Образование детей с нарушениями интеллектуального развития в городе Воркуте Специальные образовательные учреждения г. Воркуты Центр развития ребенка ДОУ 24 компенсирующего вида Центр социальной реабилитации для лиц с ограниченными возможностями Специальная ( коррекционная ) школа VIII вида
Организация образовательной среды специального учреждения Цель : создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств, компенсация первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений в развитии.
Реализация цели посредством решения комплекса задач : Диагностический блок: комплексное психолого-медико- педагогическое изучение ребенка в целях уточнения диагноза и для разработки индивидуальной программы развития ребенка Блок оздоровительных задач : определение условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка. Реализация комплекса лечебно - профилактических мероприятий. Блок воспитательных задач : социализация, повышение самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, воспитание у него положительных личностных качеств Коррекционный блок : преодоление и предупреждение у детей вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. Образовательный блок : обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности. Подготовка детей к школьному обучению.
Блок образовательных задач Лепка Аппликация Рисование Уроки здоровья Конструирование Ручной труд Трудовое воспитание Обучение игре Воспитатель проводит занятия : Физическое воспитание Социальное развитие и ознакомление с окружающим миром
Блок образовательных задач Социальное развитие Подготовка к обучению грамоте Дефектолог проводит занятия : Ознакомление с окружающим миром Развитие тонкой ручной моторики Обучение игре Математика
Выводы по теме Умственная отсталость – сложное нарушение психофизического развития человека, имеющее в своей основе органическое поражение центральной нервной системы, в первую очередь, головного мозга. Умственная отсталость – сложное нарушение психофизического развития человека, имеющее в своей основе органическое поражение центральной нервной системы, в первую очередь, головного мозга. Причиной интеллектуальной недостаточности могут быть врожденные и приобретенные аномалии мозга. Причиной интеллектуальной недостаточности могут быть врожденные и приобретенные аномалии мозга. Формы нарушения интеллекта зависят от времени наступления и характера протекания патологического процесса. Формы нарушения интеллекта зависят от времени наступления и характера протекания патологического процесса. Степень снижения интеллекта зависит от тяжести повреждения мозговых структур. Степень снижения интеллекта зависит от тяжести повреждения мозговых структур. Обучение лиц с нарушениями интеллекта Обучение лиц с нарушениями интеллекта требует создания специальных требует создания специальных педагогических условий. педагогических условий.
Список использованных источников Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики [ Текст ]: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учебных заведений / А. Д. Гонеев. - М Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики [ Текст ]: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учебных заведений / А. Д. Гонеев. - М Замский Х. С., Умственно отсталые дети [ Текст ] / Х. С. Замский. - М., Замский Х. С., Умственно отсталые дети [ Текст ] / Х. С. Замский. - М., Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика [ Текст ] : Учеб. пособ. / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М., Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика [ Текст ] : Учеб. пособ. / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М., Коррекционная педагогика в начальном образовании [ Текст ] : Учеб. пособ. / Под ред. Кумариной Г. Ф. - М, Коррекционная педагогика в начальном образовании [ Текст ] : Учеб. пособ. / Под ред. Кумариной Г. Ф. - М, Пузанов Б. П., Селиверстов В. И. Коррекционная педагогика : Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [ Текст ] / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов - М., Пузанов Б. П., Селиверстов В. И. Коррекционная педагогика : Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [ Текст ] / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов - М., Специальная дошкольная педагогика [ Текст ] / Под ред. Е. А. Стребелевой.- М, Специальная дошкольная педагогика [ Текст ] / Под ред. Е. А. Стребелевой.- М, 2001.
Автор - составитель : преподаватель общепрофессиональных дисциплин Губенко А. М.