Образование детей с нарушениями интеллектуального развития.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Причины аномального развития Особенности психофизического развития детей.
Advertisements

Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Савинский детский дом-интернат.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ. * Олигофренопедагогика * ( от греч. Olygos – малый и phren – ум ) * это педагогическая наука о воспитании.
Коррекционно- педагогическая работа Система коррекционной помощи детям.
Цель изучения дисциплины – формирование знаний о нормальном и отклоняющемся развитии человека, как субъекте психической деятельности, о закономерностях.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Социально-педагогические аспекты работы с детьми с ОВЗ Яговкина Л.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. План Проблема компенсации функций. Теория сложной структуры дефекта (по Л.С.Выготскому). Соотношение биологического и.
ОСНОВЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ. Распространенность умственной отсталости По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), умственная отсталость широко.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПЛАН Недостатки развития детей с особыми образовательными потребностями Нормативные документы, регламентирующие.
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
Псковский областной институт повышения квалификации работников образования Центр специального образования и охраны здоровья Селегененко С.Н., заведующая.
1 Подходы к определению понятия "умственная отсталость"
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
Олигофренопедагогика отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации.
ПСИХОЛОГО - МЕДИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции магистрантка.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
Постоянная полная интеграция - обучение в обычном классе, при необходимости получают консультативную помощь логопедов, психологов и д.р. специалистов.
Транксрипт:

Образование детей с нарушениями интеллектуального развития

Цель занятия : дать понятие о дать понятие о механизмах, причинах и проявлениях нарушений интеллектуального развития у детей дошкольного и школьного возраста ; познакомить с системой познакомить с системой образования детей с нарушениями интеллекта. План лекции : Определение понятия умственной отсталости. Причины умственной отсталости. Формы интеллектуальных нарушений. Степени снижения интеллекта. Краткая психолого - педагогическая характеристика детей, страдающий интеллектуальной недостаточностью. Образование умственно отсталых детей.

Информация по теме Наука, изучающая проблемы обучения умственно отсталых детей – олигофренопедагогика. Наука, изучающая проблемы обучения умственно отсталых детей – олигофренопедагогика. Исследователи, внесшие свой вклад в изучение проблемы интеллектуальных нарушений за рубежом – врачи, психологи, педагоги : Э. Сеген, Ж. Демор, М. Монтессори ; Исследователи, внесшие свой вклад в изучение проблемы интеллектуальных нарушений за рубежом – врачи, психологи, педагоги : Э. Сеген, Ж. Демор, М. Монтессори ; Отечественные специалисты : Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Ж. И. Шиф, С. Я. Рубинштейн, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева. Отечественные специалисты : Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Ж. И. Шиф, С. Я. Рубинштейн, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева.

Умственная отсталость - это стойкое снижение познавательной деятельности вследствие органического поражения центральной нервной системы, и в первую очередь, коры головного мозга.

стремительные стремительные роды ; роды ; затяжные роды ; затяжные роды ; травмы ребенка травмы ребенка во время родов ; во время родов ; акушерско - акушерско - гинекологические гинекологические манипуляции ; манипуляции ; асфиксия асфиксия ( удушье ) ( удушье ) новорожденного. новорожденного. физические и физические и психические психические травмы ; травмы ; инфекции инфекции ( краснуха, ( краснуха, токсоплазмоз ); токсоплазмоз ); интоксикации ; интоксикации ; соматические соматические заболевания заболевания матери. матери. черепно - черепно - мозговые мозговые травмы ; травмы ; инфекции, в том инфекции, в том числе числе нейроинфекции ; нейроинфекции ; интоксикации ; интоксикации ; воздействие воздействие алкоголя, алкоголя, никотина. никотина. Причины умственной отсталости Факторы, вызывающие внутриутробную ( пренатальную ) патологию развития Родовая ( натальная ) патология Факторы, вызывающие послеродовую ( постнатальную ) патологию развития

Формы умственной отсталости Умственная отсталость, которая возникает вследствиеорганического поражения коры поражения коры головного мозга головного мозга в пренатальный в пренатальный натальный и постнатальный периоды. Умственная отсталость, которая возникает после определенного периода нормального развития ребенка ( после двух лет ). Часто возникает при текущих заболеваниях мозга. Олигофрения Деменция

Степени умственной отсталости по Российской классификации Идиотия – тяжелая ( глубокая ) степень. Идиотия – тяжелая ( глубокая ) степень. Имбецильность – средняя ( умеренная степень ). Имбецильность – средняя ( умеренная степень ). Дебильность – легкая степень. Дебильность – легкая степень.

Степени умственной отсталости по международной и Российской классификации JQ Международная система Российская система 71 и выше Норма Норма Норма Незначительная умственная отсталость, затруднения в учении Дебильность Умеренная умственная отсталость, трудности в обучении Имбецильность Имбецильность Тяжелая умственная отсталость, значительные трудности в обучении Идиотия 20 и ниже Глубокая умственная отсталость

Дебильность При этой форме имеет место диффузный ( разлитой ) характер поражения коры головного мозга. Дети с легкой степенью умственной отсталости отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. При этой форме имеет место диффузный ( разлитой ) характер поражения коры головного мозга. Дети с легкой степенью умственной отсталости отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Это проявляется в том что : Это проявляется в том что :

Дебильность задерживаются сроки психомоторного развития – позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания ; задерживаются сроки психомоторного развития – позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания ; дети мало интересуются окружающим : не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни ; дети мало интересуются окружающим : не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни ; к концу дошкольного возраста у детей формируется только предметная деятельность, игровая деятельность не становится ведущей ; к концу дошкольного возраста у детей формируется только предметная деятельность, игровая деятельность не становится ведущей ; в условиях обычного массового образовательного учреждения ( детского сада, школы ) дети испытывают стойкие трудности в усвоении программного материала по всем видам деятельности. в условиях обычного массового образовательного учреждения ( детского сада, школы ) дети испытывают стойкие трудности в усвоении программного материала по всем видам деятельности.

Имбецильность При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение проявляются в том, что :

Имбецильность у детей отсутствует гуление и лепет ; у детей отсутствует гуление и лепет ; не формируется « комплекс оживления »; не формируется « комплекс оживления »; речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы ; речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы ; познавательные возможности резко снижены : грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление ; познавательные возможности резко снижены : грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление ; существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки. существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки. Дети с умеренной степенью умственной отсталости признаются инвалидами детства. Дети вполне обучаемы. Они способны овладеть навыками общения, социально - бытовыми навыками, грамотой, счетом., однако не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке. Дети с умеренной степенью умственной отсталости признаются инвалидами детства. Дети вполне обучаемы. Они способны овладеть навыками общения, социально - бытовыми навыками, грамотой, счетом., однако не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке.

Идиотия При этой форме умственной отсталости диффузное поражение коры сочетается с нарушениями нижележащих образований и локальными ( очаговыми ) нарушениями головного мозга. Диагностика идиотии возможна уже на первом году жизни. Особо выделяются нарушения статических и моторных функций :

Идиотия задержка в проявлении дифференцированной задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции ; эмоциональной реакции ; неадекватная реакция на окружение ; неадекватная реакция на окружение ; позднее появление навыков стояния и ходьбы ; позднее появление навыков стояния и ходьбы ; позднее появление лепета и первых слов ; позднее появление лепета и первых слов ; слабый интерес к окружающему и игре. слабый интерес к окружающему и игре. Дети не обучаются и находятся ( с согласия родителей ) в учреждениях Министерства социальной защиты, где им оказывается медицинская помощь, наблюдение и уход. Дети не обучаются и находятся ( с согласия родителей ) в учреждениях Министерства социальной защиты, где им оказывается медицинская помощь, наблюдение и уход. У взрослых : резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления ; резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления ; снижены пороги чувствительности ; снижены пороги чувствительности ; им недоступно осмысление окружающего ; им недоступно осмысление окружающего ; речь развивается крайне медленно и ограниченно или не развивается вообще ; речь развивается крайне медленно и ограниченно или не развивается вообще ; наблюдаются тяжелые нарушения моторики - парезы, параличи. наблюдаются тяжелые нарушения моторики - парезы, параличи.

Образование умственно отсталых детей Дошкольники Центр реабилитации и абилитации Специальные (коррекционные) ДОУ компенсирующего вида Специальные группы при массовых детских садах Школьники Специальные ( коррекционные ) школы VIII вида Специальные детские дома ( для детей - сирот ) Обучение в домашних условиях

Образование детей с нарушениями интеллектуального развития в городе Воркуте Специальные образовательные учреждения г. Воркуты Центр развития ребенка ДОУ 24 компенсирующего вида Центр социальной реабилитации для лиц с ограниченными возможностями Специальная ( коррекционная ) школа VIII вида

Организация образовательной среды специального учреждения Цель : создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств, компенсация первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений в развитии.

Реализация цели посредством решения комплекса задач : Диагностический блок: комплексное психолого-медико- педагогическое изучение ребенка в целях уточнения диагноза и для разработки индивидуальной программы развития ребенка Блок оздоровительных задач : определение условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка. Реализация комплекса лечебно - профилактических мероприятий. Блок воспитательных задач : социализация, повышение самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, воспитание у него положительных личностных качеств Коррекционный блок : преодоление и предупреждение у детей вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. Образовательный блок : обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности. Подготовка детей к школьному обучению.

Блок образовательных задач Лепка Аппликация Рисование Уроки здоровья Конструирование Ручной труд Трудовое воспитание Обучение игре Воспитатель проводит занятия : Физическое воспитание Социальное развитие и ознакомление с окружающим миром

Блок образовательных задач Социальное развитие Подготовка к обучению грамоте Дефектолог проводит занятия : Ознакомление с окружающим миром Развитие тонкой ручной моторики Обучение игре Математика

Выводы по теме Умственная отсталость – сложное нарушение психофизического развития человека, имеющее в своей основе органическое поражение центральной нервной системы, в первую очередь, головного мозга. Умственная отсталость – сложное нарушение психофизического развития человека, имеющее в своей основе органическое поражение центральной нервной системы, в первую очередь, головного мозга. Причиной интеллектуальной недостаточности могут быть врожденные и приобретенные аномалии мозга. Причиной интеллектуальной недостаточности могут быть врожденные и приобретенные аномалии мозга. Формы нарушения интеллекта зависят от времени наступления и характера протекания патологического процесса. Формы нарушения интеллекта зависят от времени наступления и характера протекания патологического процесса. Степень снижения интеллекта зависит от тяжести повреждения мозговых структур. Степень снижения интеллекта зависит от тяжести повреждения мозговых структур. Обучение лиц с нарушениями интеллекта Обучение лиц с нарушениями интеллекта требует создания специальных требует создания специальных педагогических условий. педагогических условий.

Список использованных источников Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики [ Текст ]: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учебных заведений / А. Д. Гонеев. - М Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики [ Текст ]: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учебных заведений / А. Д. Гонеев. - М Замский Х. С., Умственно отсталые дети [ Текст ] / Х. С. Замский. - М., Замский Х. С., Умственно отсталые дети [ Текст ] / Х. С. Замский. - М., Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика [ Текст ] : Учеб. пособ. / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М., Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика [ Текст ] : Учеб. пособ. / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М., Коррекционная педагогика в начальном образовании [ Текст ] : Учеб. пособ. / Под ред. Кумариной Г. Ф. - М, Коррекционная педагогика в начальном образовании [ Текст ] : Учеб. пособ. / Под ред. Кумариной Г. Ф. - М, Пузанов Б. П., Селиверстов В. И. Коррекционная педагогика : Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [ Текст ] / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов - М., Пузанов Б. П., Селиверстов В. И. Коррекционная педагогика : Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [ Текст ] / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов - М., Специальная дошкольная педагогика [ Текст ] / Под ред. Е. А. Стребелевой.- М, Специальная дошкольная педагогика [ Текст ] / Под ред. Е. А. Стребелевой.- М, 2001.

Автор - составитель : преподаватель общепрофессиональных дисциплин Губенко А. М.