LOGO
Company Logo ПЛАН Определение речи. Историческая справка. 1 Компоненты речи. Функции речи. 2 Причины нарушений речи. Виды речевых нарушений. 3 Психологические особенности детей-логопатов. Обучение детей с нарушениями речи. 4
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Изучением вопросов особенностей развития речи, предупреждения и коррекции речевых нарушений занимается наука логопедия. Ученые, внесшие вклад в область логопедии: Ф.Ф.Рау, М.Е.Хватцев, Р.Е.Левина, О.В.Правдина, Г.А.Каше, М.Ф.Фомичева и др. Ф.Ф.РАУ
Company Logo ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. В случае, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые влияют на формирование всей его психики, говорят о детях с нарушением речи - логопатах.
КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ ЛЕКСИКА СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС РЕБЕНКА. ЗАВИСИТ ОТ ВОЗРАСТА, ОБЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. ГРАММАТИКА СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. ОТРАЖАЕТ УМЕНИЕ РЕБЕНКА ВЫРАЗИТЬ СВОЮ МЫСЛЬ ФОНЕТИКА ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ. ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ НЕСКОЛЬКО КОМПОНЕНТОВ
ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ОБЪЕМ ТОЧНОСТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛОВ АКТИВНОСТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛОВ
ГРАММАТИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ ГРАММАТИКА СЛОВО ИЗМЕНЕНИЕ СЛОВО ОБРАЗОВАНИЕ ПОСТРОЕНИЕ ФРАЗЫ
КОМПОНЕНТЫ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ЗВУКОВАЯ СТОРОНА РЕЧИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ГОЛОСТЕМП ТЕМБРРИТМ ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
Company Logo ФУНКЦИИ РЕЧИ ОБОБЩАЮЩАЯ РЕГУЛИРУЮЩАЯКОММУНИКАТИВНАЯ
СТРОЕНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ РЕЧЕВОЙ АППАРАТ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЕЧЕВОЙ АППАРАТ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ ОТДЕЛ ГОЛОСОВОЙ ОТДЕЛ ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Схема локализации речевых центров
ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ Органические центральные: наследственные факторы; травмы головного мозга; инфекции, в т.ч. нейроинфекции (энцефалит, менингит); интоксикации – воздействие на мозг ядов (лекарственного, промышленного, бытового происхождения). ОРГАНИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ Органические периферические: короткая уздечка языка; неправильное строение или отсутствие зубов; нарушения в строении челюстей.
Примеры органических нарушений речевого аппарата
ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ Возрастные особенности дошкольников: несформированность фонематического восприятия; слабость и недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата Социальные факторы: ограничение общения; искаженная форма общения; двуязычие в семье; дефектное речевое окружение.
Клинико-педагогическая классификация нарушений речи НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ БРАДИЛАЛИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИ ЗАМЕДЛЕННЫЙ ТЕМП ДИЗАРТРИЯ НАРУШЕНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ТАХИЛАЛИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИ УСКОРЕННЫЙ ТЕМП АЛАЛИЯ СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ЗАИКАНИЕ НАРУШЕНИЕ ТЕМПО- РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АФАЗИЯ СИСТЕМНОЕ НАРУШЕНИЕ (РАСПАД) РЕЧИ РИНОЛАЛИЯ (ГНУСАВОСТЬ) НАРУШЕНИЕ ТЕМБРА И ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДИСФОНИЯ (АФОНИЯ) РАССТРОЙСТВА ГОЛОСА ДИСЛАЛИЯ НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДИСГРАФИЯ (АГРАФИЯ) РАССТРОЙСТВО ПРОЦЕССА ПИСЬМА ДИСЛЕКСИЯ (АЛЕКСИЯ) РАССТРОЙСТВО ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ФНФФН ОНР Фонетическое нарушение – нарушения звукопроизношен ия, в основе которого не лежат нарушения фонематического слуха. Фонетико- фонематическое нарушение – нарушения звукопроизноше ния вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Общее недоразвитие речи – сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речи ЗАИКАНИЕ НАРУШЕНИЯ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ ( КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ ) Нарушение применения средств общения Нарушение коммуникатив- ной функции
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ, СВОЕОБРАЗИЕ ХАРАКТЕРА ПОВЫШЕННАЯ УТОМЛЯЕМОСТЬ. СНИЖЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СНИЖЕНИЕ ВНИМАНИЯ, ВЕРБАЛЬНОЙ ПАМЯТИ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, ДВИГАТЕЛЬНАЯ РАСТОРМОЖЕННОСТЬ ОГРАНИЧЕНИЕ В ОБЩЕНИИ НЕРВНАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЧЕСКИЕ ИЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
Company Logo СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ФОНЕТИКА КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВФОНЕТИКА КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ ГРАММАТИКАФОРМИРОВАНИЕГРАММАТИЧЕСКИХКАТЕГОРИЙ,РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ГРАММАТИКАФОРМИРОВАНИЕГРАММАТИЧЕСКИХКАТЕГОРИЙ,РАЗВИТИЕ НАБЛЮДЕНИЯ, ЭКСКУРСИИ, ДИДАКТИЧЕЕСКИЕ, СЮЖЕТНО- РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ЛЕКСИКАОБОГАЩЕНИЕ,УТОЧНЕНИЕАКТИВИЗАЦИЯСЛОВАРЯЛЕКСИКАОБОГАЩЕНИЕ,УТОЧНЕНИЕАКТИВИЗАЦИЯСЛОВАРЯ О У Э СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ А И Р С
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ Специальные (коррекционные) школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи V вида Логопедические пункты при общеобразовательных школах Специальные логопедические группы в детских садах общего типа Логопедические кабинеты при поликлиниках и психоневрологических кабинетах Специализированные ясли Специализированны дома ребёнка Детские психоневрологические санатории
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ В г.ВОРКУТЕ ГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИ- КА ЛОГОПЕДИ- ЧЕСКИЕ ПУНКТЫ ПРИ ДОШКОЛЬ- НЫХ ОБЩЕОБРА- ЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕ- СКИЕ ГРУППЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВА- ТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КОМБИНИРО- ВАННОГО ВИДА 11 ЛОГОПЕДИЧЕ- СКИЕ КАБИНЕТЫ ПРИ ОБЩЕОБРАЗО- ВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: / А.Д. Гонеев. - М Дефектологический словарь. – М., Понятийно-терминологический словарь логопеда/Под ред. В.И.Селиверстова.- М.,1997. Пузанов Б.П., Селиверстов В.И. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов - М., Специальная педагогика /Под ред. Н.М.Назаровой. – 2-е изд., -М., 2002.
LOGO Автор-составитель: преподаватель общепрофессиональных дисциплин Губенко А.М.