ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
ПЛАН ЛЕКЦИИ Причины нарушений слуха 2 Образование детей с нарушениями слуха 4 Определение понятия «слух». Строение слухового анализатора 31 Классификация детей с нарушениями слуха. Психологические особенности детей 33
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛУХ» СЛУХ - это отражение действительности в форме звуковых явлений, способность человека воспринимать, различать звуки. СЛУХ - это отражение действительности в форме звуковых явлений, способность человека воспринимать, различать звуки.
ИНФОРМАЦИЯ ПО ТЕМЕ ИНФОРМАЦИЯ ПО ТЕМЕ Наука о воспитании и обучении лиц с нарушением слуха – сурдопедагогика. Основоположником сурдопедагогики является Основоположником сурдопедагогики является испанский монах П.Понсе де Леон (1508 – 1584), первым обучивший глухих учеников. Развитие отечественной сурдопедагогики связано с именами ученых Р.М.Боскис, Ф.Ф.Рау, В.И.Бельтюков, Э.И.Леонгард и др.
Строение слухового анализатора 1) периферический (рецепторный, воспринимающий) отдел 1) периферический (рецепторный, воспринимающий) отдел 2) проводящие пути 2) проводящие пути 3) центральный 3) центральный (корковый) отдел (корковый) отдел
Причины нарушений слуха Врожденная патология Приобретенная патология генетические факторы – наследственная передача некоторых дефектов слухового аппарата: - врожденное недоразвитие внутреннего уха, - отсутствие барабанной полости, - заращение слухового прохода; воздействие на плод инфекций; воздействие на плод интоксикаций; травмы плода. осложнения общих инфекций : корь, скарлатина, грипп, паротит ; воспаления среднего уха ( отит ); последствия хронических заболеваний носа и носоглотки ; неврит слухового нерва ; воздействие больших доз антибиотиков на слуховой нерв ; поражение коркового отдела слухового анализатора ( при опухолях, кровоизлияниях, энцефалитах ) - корковая глухота, когда утрачивается понимание того, что человек говорит. нейроинфекции : менингит, энцефалит Органические нарушения
ПРИМЕР ОРГАНИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ: ПРОБОДЕНИЕ БАРАБАННОЙ ПЕРЕПОНКИ
ПРИМЕР ОРГАНИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ: ПАТОЛОГИЯ СТРОЕНИЯ УШНОЙ РАКОВИНЫ
Причины нарушений слуха Функциональные нарушения НАРУШЕНИЕ САНИТАРНО- ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМ И ПРАВИЛ: длительное воздействие сильного шума и вибраций.
ПРИЧИНЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ СЛУХА
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСТРОТЫ СЛУХА МЕТОД РЕЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСТРОТЫ СЛУХА МЕТОД КАМЕРТОНА
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСТРОТЫ СЛУХА аудиометрия Аудиометр
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСТРОТЫ СЛУХА ДИАГНОСТИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АУДИОМЕТРА Детский игровой аудиометр в виде домика
ДИАГНОСТИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АУДИОМЕТРА АУДИОГРАММА
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ГЛУХИЕ ДЕТИ ДЕТИ СЛАБО СЛЫШАЩИЕ ДЕТИ дети, для которых в результате врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухоты невозможно самостоятельное овладение словесной речью дети, у которых снижен слух, но на его основе возможно самостоятельное развитие речи. К ним относятся дети со снижением слуха от 20 до 75 дБ.
ГЛУХИЕ ДЕТИ КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА РАНООГЛОХШИЕ Речь детей не формируется ПОЗДНООГЛОХШИЕ У этих детей к моменту наступления нарушения слуха речь уже была сформирована.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА: СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ДЕТИ Легкая – Восприятие разговорной речи 6-8 М Восприятие шепотной речи 3-6 м Умеренная – Восприятие разговорной речи 4-6 м Восприятие шепотной речи 4-6 м Значительная – Восприятие разговорной речи 2-4 м Восприятие шепотной речи не далее 1 м от ушной раковины Тяжелая – Восприятие разговорной речи - не далее 2 м Восприятие шепотной речи - не далее 0,5 м СТЕПЕНИ СНИЖЕНИЯ СЛУХА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ СЛУХА ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОГРАНИЧЕНИЕ В ОБЩЕНИИ ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ ТРУДНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ, СВОЕОБРАЗИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ИСКАЖЕНИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
ОБУЧЕНИЕ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОЖНЫЙ ВИБРАЦИОННЫЙ ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ ОПОРАНАСОХРАННЫЕАНАЛИЗАТОРЫОПОРАНАСОХРАННЫЕАНАЛИЗАТОРЫ
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ШКОЛА I ВИДА Увеличение срока обучения Занятия по формированию звукопроизношения Формирование специфических форм речи : жестовой, чтения с губ, дактильной речи Обучение проводит сурдопедагог Проведение занятий по развитию слухового восприятия Занятия социальной направленности
С РЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ Чтение с губ Схематическое изображение киношрифта, из которого состоит слово « шуба »
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ д актильная речь
ОБУЧЕНИЕ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОАППАРАТУРЫ : ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СЛУХОВЫХ АППАРАТОВ ОПОРА НА ОСТАТОЧНЫЙСЛУХ ОСТАТОЧНЫЙСЛУХ МИКРОФОНОВ, НАУШНИКОВ, АУДИО-ТЕЛЕАППАРАТУРЫ КОМПЬЮТЕРОВ
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ ШКОЛА II ВИДА Увеличение срока обучения Создание специальных условий для фронтального обучения – микрофонные классы Обучение проводит сурдопедагог Использование специальных индивидуальных аудиосредств Логопедические занятия по коррекции звукопроизношения Использование специальной системы обучения языку, обучение чтению с губ
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА Педагог должен соблюдать следующие правила : ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ТЕСНУЮ СВЯЗЬ С РОДИТЕЛЯМИ И МЕДРАБОТНИКОМ ПОСАДИТЬ РЕБЕНКА ЗА ПЕРВУЮ ПАРТУ ПРИ ОБЪЯСНЕНИИ МАТЕРИАЛА СТОЯТЬ ЛИЦОМ К РЕБЕНКУ РЕЧЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ, С ЧЕТКОЙ АРТИКУЛЯЦИЕЙ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ПОВТОРНО ОБЪЯСНИТЬ МАТЕРИАЛ
Литературные источники Литературные источники Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. – М., Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. – М., Основы специальной психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой.- М.,2005. Основы специальной психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой.- М.,2005. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е. А. Стребелевой.- М., Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е. А. Стребелевой.- М., Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. – М.,2000. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. – М.,2000.
СОСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗЕНТАЦИИ: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН Губенко А.М.