Образовательная развивающая среда в начальной школе Среда, в которой ребенок чувствует себя комфортно, является одним из основных условий здоровьесбережения
Роль образовательной развивающей среды может быть представлена с позиции ее функций: 1. Воспитывающая функция 2. Образовательно – развивающая функция 3. Организационная функция
При проектировании среды необходимо опираться на следующие принципы: 1. Принцип целесообразности и рациональности Рациональность использования пространства территории Рациональное совмещение зон зон Целесообразность и рациональность предметного и рациональность предметного наполнения каждой зоны
Возрастные и индивидуальные особенности детей Особенности УМК или образовательных программ Особенности географического расположения населенного пункта При этом важно учитывать:
2.Принцип доступности и открытости и открытости Предметный мир должен быть представлен в открытом виде Предметная среда должна быть актуальной для данного возраста
3. Принцип содеятельности Непосредственное участие ребенка в создании среды От руководства учителем к самоорганизации к самоорганизации
4. Принцип дифференциации развивающих зон Игровая Интеллектуальная Двигательная Творческая Бытовая
Игровая зона Цели: удовлетворение потребности детей в привлекательном виде деятельности; удовлетворение потребности детей в привлекательном виде деятельности; способствовать рациональному использованию свободного времени. способствовать рациональному использованию свободного времени.Компоненты: детские игрушки: куклы, машинки, кубики, детские игрушки: куклы, машинки, кубики, дидактические игры: набор магнитный по правилам дорожного движения, счетное лото, «Круговорот воды в природе» и др. дидактические игры: набор магнитный по правилам дорожного движения, счетное лото, «Круговорот воды в природе» и др. развивающие игры: «Разборный домик», «Дачный домик», «Строитель», «Детский городок», «Старинный замок», «Юный архитектор», «Сложи узор», «Мозаика» и др. развивающие игры: «Разборный домик», «Дачный домик», «Строитель», «Детский городок», «Старинный замок», «Юный архитектор», «Сложи узор», «Мозаика» и др. уголок театра и ряженья: настольный театр, кукольный театр, маски, аксессуары костюмов, ширма и др. уголок театра и ряженья: настольный театр, кукольный театр, маски, аксессуары костюмов, ширма и др.
Двигательная зона Цели: реализация потребности детей в движении; реализация потребности детей в движении; снятие физического напряжения. снятие физического напряжения.Компоненты: Спортивный комплекс «Мини- стадион»; Спортивный комплекс «Мини- стадион»; Сухой бассейн; Сухой бассейн; Спортивный инвентарь: обручи, гантели, скакалки, кегли, мячи для подскоков – «хопы»; Спортивный инвентарь: обручи, гантели, скакалки, кегли, мячи для подскоков – «хопы»; Объемные модули для создания спортивно-игровой среды; Объемные модули для создания спортивно-игровой среды; «Беговая дорожка», «Детский тренажер», массажные коврики «Беговая дорожка», «Детский тренажер», массажные коврики
Интеллектуальная зона Цели: создание условий для развития интереса к учебной деятельности в целом; создание условий для развития интереса к учебной деятельности в целом; удовлетворение познавательной потребности каждого ребенка; удовлетворение познавательной потребности каждого ребенка; организация интеллектуального взаимодействия организация интеллектуального взаимодействияКомпоненты: дидактический материал, классифицированный по предметам; дидактический материал, классифицированный по предметам; предметные уголки; предметные уголки; классная библиотека классная библиотека
Творческая зона Цель: развитие творческих способностей развитие творческих способностей реализация потребности в самовыражении реализация потребности в самовыражении формирование потребности в сотворчестве формирование потребности в сотворчествеКомпоненты: стол(ы) для творческой деятельности; стол(ы) для творческой деятельности; место для хранения материалов и инструментов; место для хранения материалов и инструментов; место для хранения «полуфабрикатов»; место для хранения «полуфабрикатов»; место для организации выставка творческих работ; место для организации выставка творческих работ; материал для творчества: краски, карандаши, пластилин, ткань и др. материал для творчества: краски, карандаши, пластилин, ткань и др.
Бытовая зона Цель: формирование общей культуры; формирование общей культуры; развитие навыков самообслуживания; развитие навыков самообслуживания; развитие мотивации к взаимопомощи развитие мотивации к взаимопомощиКомпоненты: санитарный уголок (место хранения веника, совка, ведра и др.) санитарный уголок (место хранения веника, совка, ведра и др.) полотенца (лучше бумажные), салфетки, туалетная бумага; полотенца (лучше бумажные), салфетки, туалетная бумага; зеркало; зеркало;