Определение типа мышления Хочешь быть умным – научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать. Хочешь быть умным – научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать. (Народная мудрость)
Здравствуйте!!!! §С человеком, которого приятно видеть…. §С человеком, которого Вы уважаете… §С бывшим одноклассником….. §С человеком, которого видеть Вам не очень хочется….
Человек ………Животное
продуктивностьоригинальность любознательностьмужество основные черты, присущие мышлению талантливых людей
§Продуктивность – это количество новых идей, возникающих у человека, способность быстро переключаться с одной мысли на другую и использовать полученную информацию в различных контекстах.
§Оригинальность – это способность к генерации нестандартных идей, проявляющаяся в парадоксальных, неожиданных решениях, а также в выражении полученных результатов в неординарной форме.
§Любознательность – это интерес ко всему новому и способность удивляться. Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопроса «Как?» и «Почему?».
§Мужество – способность принимать решения в ситуации неопределенности, не бояться собственных выводов и довести их до конца, рискуя личным успехом и репутацией. Известный физик П.Л. Капица отмечал, что основная черта ученого – не эрудиция, а воображение и смелость.
Задание 1. По горячим следам. §Запишите основные характеристики мышления талантливых людей.
Предметно – действенное мышление (П-Д) Абстрактно – символическим мышлением(А-САбстрактно – символическим мышлением(А-С) Словесно – логическое мышление (С - Л) Наглядно – образным мышлением (Н - О) Типы мышления
П - ДА - СС - ЛН - ОК Задание 2. Методика «Определение типа мышления» (модификация).
1.Мне легче что – либо сделать самому, чем объяснить другому. 2.Мне интересно составлять компьютерные программы. 3.Я люблю читать книги. 4.Мне нравится живопись, скульптура, архитектура. 5.Даже в отлаженном деле я стараюсь что – то улучшить. 6.Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках. 7.Я люблю играть в шахматы. 8.Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме. 9.Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события. 10.Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
11. Мне нравится делать все своими руками. 12.В детстве я создавал(а) свой шифр для переписки с друзьями. 13.Я придаю большое значение сказанному слову. 14.Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины. 15.Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче. 16.При решении задач мне легче идти методом проб и ошибок. 17.Мне интересно разбираться в природе физических явлений. 18.Мне интересна работа ведущего телерадиопрограмм, журналиста. 19.Мне легко представить предмет или животное, которого нет в природе. 20.Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор. 22.Я предпочитаю точные науки (математику, физику). 23.Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов. 24.Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события. 25.Я не хотел(а) бы подчинять свою жизнь определенной системе. 26.Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать. 27.Я понимаю красоту математических формул. 28.Мне легко говорить перед любой аудиторией. 29.Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты. 30.Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
31.Я люблю заниматься рукоделием, что – то мастерить. 32.Мне интересно было бы расшифровать древние тексты. 33.Я легко усваиваю грамматические конструкции языка. 34.Красота для меня важнее, чем польза. 35.Не люблю ходить одним и тем же путем. 36.Истинно только то, что можно потрогать руками. 37.Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения. 38.Друзья любят слушать, когда я им что – то рассказываю. 39.Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма. 40.Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.
Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в определенных видах профессиональной деятельности. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень его развития (0-2-низкий, 3-5-средний, 6-8-высокий). Обработка и интерпретация результатов
§ Предметно – действенное мышление (П-Д) – свойственно людям дела. Про них обычно говорят: «Золотые руки!». Они лучше усваивают информацию через движения. Они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры.
§Абстрактно – символическим мышлением(А-С) –обладают многие люди науки – физики – теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые н7ельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
§Словесно – логическое мышление (С - Л) – отличает людей ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно – логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
§Наглядно – образным мышлением (Н - О) – обладают люди художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет, - художники, поэты, писатели, режиссеры должны обладать развитым наглядно – образным мышлением.
§В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. У большинства людей преобладает один или два типа мышления. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.
§Креативность (К) – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.
Как развивать мышление §Информация для мышления – все равно что пища для тела. Источники информации – общение с людьми и книгами, экскурсии, путешествия, Интернет. Как и пища, информация должна быть качественной. §Мышление активизируется, когда стандартные решения не дают результатов. Поэтому так важно развивать у себя умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать необычное в обычном. §Мышление и речь – неразрывны. Мышление развивается, когда вы рассказываете о прочитанном или увиденном, участвуете в дискуссиях, излагаете свои или чужие мысли в письменной форме.
Контрольные вопросы 1. Развитое абстрактно – символическое мышление необходимо: а) танцору; б) дизайнеру; в) программисту; г) агроному. 2. Ведущий тип мышления журналиста: а)предметно-действенный; б)абстрактно-символический; в)словесно-логический; г)наглядно-образный; 3. Креативность важнее всего в работе: а)медсестры; б)официанта; в)ученого; г)строителя; 4. Какой тип мышления необходим в работе архитектора: а)предметно-действенный; б)абстрактно-символический; в)словесно-логический; г)наглядно-образный; 5.Предметно – действенное мышление необходимо: а)на производстве; б)в работе с людьми; в)в планово-экономической деятельности; г)в умственном труде.