Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменение подходов к методике преподавания; расширение арсенала методических приемов учителя; приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций; через поиск путей решения наиболее острых общественных проблем
Среди учащихся МОУ гимназии 13 был проведен социологический опрос с целью выявления их отношения к методам и приемам в преподавании гуманитарных дисциплин по вопросу: Выберите модель обучения, с помощью которой вы хотите получать новые знания: I модель – ученик – пассивный объект воздействия (учитель говорит – ученик повторяет) II модель – ученик – активный объект и участник педагогического воздействия (ученик самостоятельно ищет информацию, свободен в обмене мнениями, участвует в дискуссии, выполняет разнообразные роли) Результаты социологического опроса
Выводы: 1. Учение становится учебной деятельностью только тогда, когда школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения 2. Должна измениться роль и позиция учителя. Учащиеся должны ощущать открытость учителя в общении; веру в способности каждого ученика; доверие; умение увидеть ситуацию глазами школьника; поставить себя на его место; сопереживать и сочувствовать.
Советы психолога Р.Бернса из книги «Развитие Я – концепции и воспитание». Советы психолога Р.Бернса из книги «Развитие Я – концепции и воспитание». Принципы работы учителя: С самого начала и на протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности. Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению. Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи. Он должен развивать в себе способности чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его. Он должен быть активным участником группового взаимодействия. Он должен открыто выражать в группе свои чувства Он должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого. он должен хорошо знать самого себя.
Пассивные стратегии или методы линейного воздействия Формы реализации в учебном процессе: лекции; изучение документа; опрос по пройденному материалу репродуктивного характера
Положительные и отрицательные стороны пассивной стратегии Экономия времени Снижение мотивации обучаемых Не требует большого количества дополнительных Низкий уровень деятельности учащихся ресурсов Отсутствие индивидуального подхода Отсутствие индивидуального подхода Нет лимита обучаемых Сужение источников информации Сужение источников информации Простота оценивания усвоения материала Отсутствие вариативности и Отсутствие вариативности и Высокая дисциплина возможности для творчества Четкая структура Акцент на запоминание, а не на понимание понимание
Активные стратегии или методы группового воздействия Формы воплощения: Формы воплощения: любые виды дискуссий; круглые столы; «мозговые штурмы»; различные беседы (эвристическая, сократовская)
Положительные и отрицательные стороны активной стратегии +- Не требуется большого количества дополнительных ресурсов Преподаватель может быть не готов к обсуждению ряда вопросов Учащиеся приобретают умения формулировать свои потребности и вопросы Ряд учащихся остаются пассивными и из-за стеснения, неумения быстро сформулировать вопрос, волнения, дефектов речи и т.п. Преподаватель определяет генеральную линию занятия, имея возможность предотвратить уклонения от темы занятия Возможен уход в сторону от темы занятия или сознательный увод в сторону отдельными учащимися Повышается мотивацияОграничен круг источников информации Преподаватель является компетентным источником информации Возможно давление педагога, остающегося центральной фигурой занятия Тема занятия определяется совместноСтратегия требует определенного лимита обучаемых Возрастает индивидуальность преподавания
Интерактивные стратегии или методы кругового взаимодействия Формы воплощения: ролевые и деловые игры: дебаты, моделирование; проектная деятельность; обсуждение альтернативных решений
Положительные и отрицательные стороны интерактивной стратегии +- Расширение ресурсной базыПервоначально сформулированная тема может оказаться рассмотренной поверхностно при недостаточном уровне подготовленности учащихся Высокая степень мотивацииТрудности установления дисциплины и ее подтверждения Максимальная индивидуальность преподаванияСтрогий лимит учащихся Акцент на деятельность, практикуОбъем изучаемого материала небольшой Широкие возможности для творчестваТребуется большое количество времени Прочность усвоения материала
Урок-интеграция в 11 А классе на тему: «Гражданская война – это «молодость мира» или «окаянные дни»? (оценка гражданской войны современниками и потомками). Урок провели учитель литературы Некрылова Е.Р. и учитель истории Сорокина Е.Н.
Урок-проблема в 10 Б классе на тему «Страх или свобода?» (о причинах победы в Сталинградской битве) Урок провела учитель истории Сорокина Е.Н.
Урок провела учитель литературы Грачева Г.А. Урок-творчество в 10 А классе на тему « В любимом - вся душа…» (презентация собственной книги «Мой однотомник русской лирики второй половины ХVIII века»).
Урок-презентация в 11 классе на тему «Восток и Запад» «Восток и Запад» Урок провела учитель обществознания Сорокина Е.Н. Урок провела учитель обществознания Сорокина Е.Н.
Урок провела учитель истории Ведрова Е.В. Урок-учебная игра Тема урока «Выборы»