«Особенности цветописи в лирике А. А. Ахматовой » «Особенности цветописи в лирике А. А. Ахматовой » Выполнила: Тихонова Алена, обучающаяся МОУ Иванищевской СОШ 11 класса Педагог – наставник: Старчикова Э. А.
Многое еще, наверно, хочет Быть воспетым голосом моим: То, что, бессловесное, грохочет… А вот еще: тайное бродит вокруг- Не звук и не цвет, не цвет и не звук…
Анна Андреевна Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Многое было пережито ею, и ничего не забыто. Никогда она не переставала писать. Перечитывая ее поэтические строки, мы обратили внимание на многообразие цветовых элементов.
Целью нашей работы является исследование особенностей цветописи, ее состава в творчестве Анны Андреевны Ахматовой.
Задачи исследования : 1. Изучить имеющийся научный материал по теме исследования. 2. Выявить разнообразие цветовой гаммы в стихотворениях, определить ее значение. 3. Провести тематическую классификацию этих цветов, проследить, по возможности, динамику их развития. 4. Выявить преобладающие цвета и соотнести их с биографией А.А. Ахматовой.
Анна Андреевна Ахматова Годовалым ребенком Анна была перевезена в Царское Село, где прожила до шестнадцати лет. Ее первые воспоминания - царскосельские: "Зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал". Сочинять стихи стала с 11 лет, печататься с 18 лет. Ее книги стали литературным событием.
Цветопись в лирике А. А. Ахматовой Напряженная и богатая внутренняя жизнь поэтессы определяет многообразие цветовой палитры. Каждый из цветов в цветовой гамме имеет свое значение, отражает различные состояния человека и восприятие мира.
Цветовая палитра в стихотворениях поэтессы Часто встречаются у Ахматовой желтый, серый, белый, красный, зеленый, голубой и синий, серебристый и серебряный, а также черный цвета. Они влияют на наше мышление и чувства, становятся символами, служат сигналами, предостерегающими нас, радуют, печалят, формируют наш менталитет и влияют на нашу речь.
Символика желтого и серого цвета (16%,8%) Тепло и открытость чувств Смирение и безразличие
Символика белого цвета (19%) Символика белого цвета (19%) Любовь и семейная жизнь Воспоминания и память День Спасения; Духа Святого Невинность и чистота Творческая, жизнелюбивая натура Рождение и смерть
Символика красного цвета и его оттенков Символ страсти, дьявольщины Символ страсти, дьявольщины Цвет страдания Цвет страдания
Символика синего цвета и его оттенков (13%) Символ покоя и света Символ покоя и света Путь к бесконечному Путь к бесконечному
Символика черного цвета (15%) Смерть и горе Смерть и горе Отчаяние и скорбь Отчаяние и скорбь
Абсолютные и относительные показатели цветообразов в лирике Ахматовой Название цвета «Вечер» «Четки» «Белая стая» «Подорожник» « ANNO DOMINI » «После всего» всего Абс. пок-ль (кол-во) Отн. пок- ль (в %) Белый (белокурая) % Черный % Красный (алый, вишневый, малиновый) % Синий (голубой, лиловый, нежно - голубой) % Зеленый % Желтый (рыжий, бронзовый, золотой, янтарный, желто – розовый, желто - красный) % Серый (седой) % Серебристый, серебряный % Всего %
Распределение цветообразов в лирике Ахматовой
Спасибо за внимание!