Учитель начальных классов: Фогель С.С. МОБУ «Лицей 5» Оренбург- 2012г.
Сущность коммуникативных технологий состоит в ориентации на межличностное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе, гуманизации педагогического воздействия.
Коммуникативная компетенция это: овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи; способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения; совокупность ЗУН в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения. 19 ноября 2008 Педагогические технологии
Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника? Во – первых, она влияет на учебную успешность. Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. В – третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия его будущей жизни.
Для формирования данной компетенции необходимо: овладеть технологией формирования коммуникативных компетенций; определить её понятие и структуру, а так же определить содержание на разных возрастных этапах; применять системный подход, обеспечить взаимодействие различных субъектов; в целях достижения полноценного результата выбрать методы, направления, технологии и техники развития компетенции.
Когнитивный компонент образует знания о ценностно – смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его. Личностный компонент образует особенности личности, вступающей в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации.
Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнёра, но и предвосхищать его. Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности.
Монологические формы: Выступать с заранее подготовленной речью Рассказывать Пересказывать Спрашивать и задавать вопросы Сообщать Отвечать на вопросы Критиковать Доказывать и опровергать Диалогические формы: Учебная беседа учителя и ученика Учебная беседа в парах Учебная беседа в группах Дискуссия Ответы на вопросы Ролевая игра Блиц – турнир Защита проекта
готовность учащихся участвовать в общении на уроке отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой комментировать вопросы и ответы делать сообщения Рассказывать логично и последовательно.
простота и чёткость речевого высказывания отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко умение использовать примеры, подтверждающие высказывание умение использовать риторические вопросы умение вступать в контакт с партнёром и собеседником умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.
умение вести беседу в паре, в группе умение поддерживать беседу умение вести конструктивный диалог умение построить дискуссию и вести её умение участвовать в конференциях, играх и турнирах
Наблюдения за детьми в повседневной жизни с целью выявления речевой активности, коммуникативных умений. Исследование речемыслительной деятельности учащихся. Диагностика развития коммуникативных умений через формы общения. Выработка и применение наиболее эффективных приемов развития речи.
Направленность исследования Класс Способность к словообразов анию Составление предложений Обобщение понятий Составление рассказа Ответы на вопросы разного характера Восстановле ние последовател ьности событий Итог 1 класс ( уч. гг.) 1, ,33 1,08 2 класс ( уч. гг 1,281,141,281,14 1,281,21 3 класс ( уч гг.) 1,561,341,361,321,341,581,42
этапы исследования формы общения ситуативно- деловое внеситуативно- познавательное внеситуативно- личностное констатирующий29%37% 34% контрольный (итог года) 20%48%32%
использование совокупности современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности даёт возможность сказать, что задачи формирования познавательной и коммуникативной компетенций учащихся мною решаются. Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности работы. «Образование – это то, что остаётся у человека, когда он забудет всё, чему его учили.» (А. Энштейн)
Спасибо за внимание!