Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»
История создания
Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Это поэтическое отражение действительных чувств и мыслей восемнадцатилетнего Лермонтова, в нем ничего не придумано, все родилось по необходимости высказать свое душевное состояние в момент крутого поворота его такой недолгой и такой яркой жизни.
Вспомним, когда и как было написано стихотворение. Вынужденный оставить Московский университет, Лермонтов переезжает в Петербург, чтобы продолжить учебу. Однако учиться в столичном университете ему не пришлось. Думая, что же делать, он бродит в смятении по Петербургу и его окрестностям. Во время этих прогулок поэт нередко оказывается у Финского залива. Здесь поэт и написал «Парус».
Стихотворение состоит из трех четверостиший, а по своему смысловому существу состоит из шести перемежающихся двустиший Какова композиция стихотворения?
Каковы центральные образы стихотворения и как они связаны с его композицией?
«Парус» - стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них.
Как по смыслу различаются первое и последнее двустишия каждого четверостишия? Причём в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения.
Анализ 1 строфы Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Какую картину мы представляем, когда читаем эти строки? Какие художественные средства использует автор?
Рисунок М.Ю.Лермонтова
В 1 строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусом, который белеет, не сливаясь с морем. Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы: Что ищет он в стране далёкой, Что кинул он в краю родном? Антитеза ищет – кинул, далёкой – родном вводит в стихотворение контраст, который служит основой композиции в данном произведении. Стих звучит легко и плавно, обилие звуков Л, Р, Н, М и пропуск одного и того же ударения в первых двух строках передают лёгкое колыханье морской волны во время штиля.
Анализ 2 строфы Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрипит… Увы, он счастия не ищет, И не от счастия бежит! Как меняется картина моря, а вместе с ней звуковая гамма стихотворения и чувства лирического героя??
Но вот море меняется. Набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус, «мачта гнётся и скрипит». Свист ветра и шум моря передаются новой звуковой гаммой: преобладающими становятся С, Т, Ч, Щ. Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания, что для паруса нет не было счастья и что счастье для него вообще невозможно: Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит.
Анализ 3 строфы Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Какая мысль звучит в последнем четверостишии и какая картина ей соответствует?
Одиночество и простор не несут освобождения от мучительных вопросов, встреча с бурей не даёт счастья. Буря не избавляет парус от томительности существования, но буря всё же предпочтительнее умиротворения и гармонии. Эта мысль звучит в последней строфе стихотворения. И снова стихает и голубеет море, светит солнце. Но эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго. Мысль автора контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию: А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!
Какими красками создаётся пейзаж в «Парусе» и какова роль этих красок? Природа в «Парусе», как и во многих стихотворениях поэта, живописна. Вот целая палитра ярких и радостных красок: голубых (туман), лазурных (море), золотых (лучи солнца), белых (парус). Но, в основном, стихотворение «окрашено» в голубоватые тона: это впечатление усиливают лазурные волны, по которым мчится парусник, голубой туман. А голубой цвет символизирует несбыточность, невозможность исполнения желаний, ведь голубая мечта не только самая заветная, но и несбыточная…
Особая роль в стихотворении принадлежит глаголам, той части речи, главное значение которой есть выражение динамики, изменчивости. Из каждого четверостишия выпишите глаголы. Какова их роль? 1-е четверостишье: парус – белеет, ищет, кинул 2-е четверостишье: парус –«мачта гнется и скрипит» 3-е четверостишье: парус – «просит бури»
В 1-ом и 3-ем четверостишьях глаголов, т.е. динамики, движения, в картинах природы нет. Везде царствует покой. Что же парус? Он – в противоположность – пронизан стремлением к не покою, движению. 2-я строфа. Природа, море оживают. И парус тоже полон динамики. Напряжения. Противоборство поглощает его целиком. И именно в этот момент герой «счастия не ищет и не от счастия бежит».
Какими эпитетами автор характеризует лирического героя и как это связано с основной мыслью стихотворения? Главного героя стихотворения поэт характеризует двумя эпитетами : «одинокий» и «мятежный». Для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья, отсюда лёгкая грусть в самом начале стихотворения. Но парус не боится бури, силён духом и непокорен судьбе – мятежный! Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.
Определите размер стихотворения. Четырёхстопный ямб с пиррихием, придающий стихотворению музыкальность. Неслучайно композитор А.Варламов написал к нему музыку.