Тема: Словосочетания как синтаксическая единица Школа 255 Адмиралтейского района Учитель высшей квалификационной категории Павлова Светлана Ивановна Санкт-Петербург, 2011
Тип урока: повторительно-обобщающий. Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании как синтаксической единице; формирование аналитических навыков разбора словосочетаний. Технология: объяснительно-иллюстративная с элементами технологии развития критического мышления и использованием компьютерной презентации. Круг рассматриваемых вопросов: словосочетания; виды связей в словосочетаниях; разбор словосочетания.
Посмотрите, из сложного можно выделить простые! Высокие металлические опоры Какие? Х Простое Сложное
Давайте ответим на вопросы! Какими бывают словосочетания в зависимости от главного слова? Как осуществляется связь слов в словосочетании?
Внимание, новая информация! Вид или тип смысловых отношений между словами в словосочетании определяется по вопросу: -если вопрос – Какой? Чей? (т.е. вопрос определений), то смысловые отношения определительные. -если вопрос – Где? Куда? Когда? Как? и.т.д. (т.е. вопрос обстоятельств), то смысловые отношения обстоятельственные. -Если вопрос – Кому? Чему? О ком? О чем? и.т.д. (подежный вопрос), то отношения объектные.
Давайте ответим на вопрос! Что является начальной формой словосочетания?
Осень в лесу. Проверь себя! Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся к друг дружке тонконогие опенки. В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины. Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся к друг дружке тонконогие опенки. В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины. Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка. Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка.
Виды подчинительной связи Рассмотрим данные ниже схемы. 1) 3) 2) Как ? полное прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоимение - Согласование - СогласованиеПример: Синее небо, синего неба ? косвенных падежей ? косвенных падежей существительное, местоимение, числительное по форме сходное с им. существительным - Управление - УправлениеПример: Писать письмо, вспоминать о лете Как? и др. Как? и др. наречие, деепричастие, инфинитив - Примыкание - ПримыканиеПример: Писать грамотно, ехать стоя, просить достать
Запиши словосочетания и определи тип связи Выполни задание! 1.Оплатить проезд 2.Заплатить жизнью 3.Полное одобрение 4.Послала купить 5.Одобрение Насти 6.В утро туманное -?-?-?-? -?-?-?-? -?-?-?-? -?-?-?-? -?-?-?-? -?-?-?-?
Запиши словосочетания и определи тип связи Проверь задание! 1.Оплатить проезд 2.Заплатить жизнью 3.Полное одобрение 4.Послала купить 5.Одобрение Насти 6.В утро туманное 1.гл. + сущ., гл. сл., управление 2.гл. + сущ., гл. сл., управление 3.прил. + сущ., им. сл., согласование 4.гл. + инф., гл. сл., примыкание 5.сущ. + сущ., им. сл., управление 6.сущ. + прил., им. сл., согласование Что?В.п. Чем? Т.п. Какое? Зачем? Чье? Какое?
Россия- это бесконечные снега, над которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники. Россия- это бесконечные снега, над которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники. Самостоятельная работа с предложением (Выпиши словосочетания, разбери их по схеме в учебнике) (Выпиши словосочетания, разбери их по схеме в учебнике)
1.Найди грамматические основы. 2.Выпиши их. 3.Найди границы предложений в составе сложного. 4.Выпиши словосочетания. 5.Разбери словосочетания по схеме в учебнике. Алгоритм работы с предложением
Рефлексия! 1.Назовите тему сегодняшнего урока. 2.Что называется словосочетанием? 3.Какие виды подчинительной связи знаете? 4.Какой материал был абсолютно новым для Вас? 5.Какой материал показался наиболее сложным? 6.Оцените в баллах свой путь от представления к пониманию данной темы.
Из художественных произведений выпишите 6 простых предложений, выделите словосочетания, сделайте синтаксический разбор словосочетаний. Домашнее задание!