Педсовет Организация учебно- воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся
1.провести системный анализ педагогической деятельности по формированию ЗОЖ и укреплению здоровья учащихся, 2.определить пути и способы совершенствования работы по данному направлению Цели:
Определить возможности, условия и основные направления совершенствования пед. деятельности по формированию ЗОЖ Задача:
1. Вступительная часть ( Варанкина В.А.) 2. Отчет творческих групп: « Школьный урок и здоровье учащихся» (Симонова Е.В.) «Здоровьесберегающая организация образовательного процесса» (Родькина Е.П.) «Формирование культуры здоровья ученика» (Слатинская Е.В.) «Здоровье учителя» (Калинина Н.В.) «Уклад школы, необходимый для сохранения и укрепления здоровья» (Резниченко М.В.) План работы:
Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут. Ж.Лабрюйер
Заболеваемость Каждый четвертый ребенок – болезни желудка, Каждый пятый – заболевания сердечно – сосудистой системы. Около 60% старшеклассников нездоровы. Более 40% мальчиков призывного возраста не соответствуют требованиям армии. (Директор департамента медико – социальных проблем семьи, материнства и детства Минздравсоцразвития РФ О.Шарапова)
Статистические данные по заболеваемости с 2002 по 2007 г Соматические 10,8% 15,5% 13,4% 14,5% 13,9% 12,7% Глазные 0,5% 0,9% 1,2% 0,8% 0.8% 0,9% ОРЗ 56% 80% 77% 72% 82% 82%
Причины Запредельные нагрузки (неэффективное содержание общего образования, запредельная интенсификация учебного процесса), Насаждение предшкольного образования, «интернетизация» образования, Низкий показатель социальной адптации учителей (70% невротизации).
Здоровье Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов или болезней. (Устав Всемирной организации здравоохранения )
Критерии и оценка здоровья Базовые критерии физического здоровья : состояние сердечно-сосудистой системы; иммунной системы; способность организма усваивать кислород воздуха. Показатели деятельности этих систем имеют прямое отношение не только к здоровью человека, от них напрямую зависит жизнь. Основные критерии здоровья: состояние опорно- двигательного аппарата, нервной системы, пищеварительной и мочеполовой систем.
Критерии психического здоровья: психическое равновесие, гармоничность организации психики и ее адаптивные возможности; способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков, целеустремленность, работоспособность, активность; полноценность семейной жизни, способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, чувство ответственности за потомство и близких членов семьи, критический подход к обстоятельствам жизни; автономность личности, самоактуализация, уверенность в себе, необидчивость (умение освободиться от затаенных обид); независимость и естественность поведения; чувство юмора, доброжелательность, способность к адекватной самооценке; самообладание и способность радоваться.
Критерии социального здоровья интерес к самому себе; общественный интерес; самоконтроль; гибкость; принятие неопределённости; ориентация на творческие планы; научное мышление; ответственность за свои эмоциональные нарушения; высокая фрустрационная устойчивость. Отечественные психологи дополняют этот список: культура потребления, альтруизм, эмпатия, бескорыстие, демократизм поведения.
Здоровье физическое гомеостаз способность к адаптации психическое Нормальное состояние психики, сознания, мышления, эмоций, воли. социальное Успех жизни в обществе
Россия Из каждых 100 человек – 96 имеют патологии В 69 регионах происходит депопуляция 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни
Здоровье (приоритет) 1 место – педагоги 2 место – школьники Занимаются спортом 1/3 подростков 15% взрослых Сон (меньше 7 часов) 25% школьников 20% педагогов Режим питания 13% подростков 15% взрослых
Причины 1.не включается в систему регуляторов поведения 2.преобладает узкопрагматическое представление о роли здоровья 3.недостаток практических знаний о том, как заботиться о здоровье
Аспекты урока с позиций здоровьесбережения Условия подготовки к уроку Условия проведения урока Психологический климат
Условия подготовки к уроку Чистота Оптимальная температура Свежий воздух Рациональное освещение
Условия проведения урока Количество видов учебной деятельности (4 – 7) Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (не больше 10 мин.) Частота чередования разны видов учебной деятельности (через 7 – 10 мин.) Количество видов преподавания ( не менее 3) Чередование видов преподавания (не позже, чем через 10 – 15 мин.) Наличие видов деятельности, обеспечивающих реализацию индивидуальных особенностей (не меньше 7 – 10 мин.) Наличие оздоровительных моментов (на 20-й мин–1 минута - 3 упражнения с 3 – 4 повторами)
Психологический климат Наличие внешней мотивации Стимуляция внутренней мотивации Взаимоотношения между учителем и учеником Взаимоотношения между учащимися Наличие эмоциональных разрядок
Здоровьесберегающая педагогика- Здоровьесберегающая педагогика- это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья учащихся.
Методология воспитания культуры здоровья: Обеспечение грамотности в вопросах здоровья Воспитание ответственности за собственное здоровье и здоровье близких Формирование мотивации на ведение здорового образа жизни
Здоровье учителя Зависит от : Отношения к нему Полноты знаний по сохранению здоровья Образа жизни
Образование, учитель, школа Образование, учитель, школа (из послания Президента РФ Федеральному Собранию) Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно кивать только в их сторону нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в т.ч. и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более, что к перегруженным программам в обществе тоже много вопросов. Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся с формированием современной системы здравоохранения в целом.
Проект решения педсовета Подтвердить как одну из приоритетных задач школы – создание условий по охране и укреплению здоровья учащихся, создание оптимальных условий работы педагогов Разработать проект «Здоровье», обеспечивающий приоритет здоровья Включить в договоры с родителями пункты о взаимодействии со школой в решении задачи здоровьесбережения Разработать и включить критерии оценки результативности деятельности работников школы по охране здоровья учащихся в критерии стимулированию (НСОТ) Продолжить работу по вовлечению учащихся в исследовательскую деятельность по изучению вопросов здоровьесбережения Организовать мониторинг и создать банк данных уровня физического и психического здоровья обучающихся с проведением анализа заболеваний и их динамики Организовать семинары для учителей по проблеме здоровьесбережения Метод. Совету школы, МО организовать работу по изучению и внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий Организовать работу по оздоровлению педагогов Разработать и включить в учебный план 2009 – 2010 г. элективные курсы, направленные на формирование культуры здоровья Провести конкурсы «Самый здоровый класс», «Спортсмен года» Приобрести необходимый спортинвентарь Кл. руководителям привлечь к организации секций родителей, при содействии родителей вовлекать детей в спорт. кружки, секции Разработать систему КТД, направленных на устранение вредных привычек