познакомиться с понятием «переходные–непереходные глаголы»; узнать о связи категорий «возвратность–переходность»; научиться различать переходные и непереходные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
познакомиться с понятием «переходные–непереходные глаголы»; узнать о связи категорий «возвратность–переходность»; научиться различать переходные и непереходные.
Advertisements

КАК ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ ВИД ГЛАГОЛА? Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: «Что делать?, Что сделать?» Обозначает действие.
Тема урока. Категория переходности-непереходности. Возвратные глаголы. 1.Познакомить учащихся с переходными и непереходными глаголами (значение, морфологические.
Ученика 6 класса «А» Васильева Кирилла. Какие глаголы переходные, а какие нет 1.Читать журнал 2.Смеяться без причины 3.Гладить кота 4.Вешать белье 5.Делать.
Постоянные и непостоянные признаки глагола. « Глагол придает речи жизнь – присутствием своим животворит отдельные слова,»- писал Н. Греч.
«Гармония архитектуры» Урок музыкального искусства в 5 классе Подготовила учитель музыки Асан Э.М. 29 апреля 2013 год «Музыка в камне…»
Переходные и непереходные глаголы Тренировочные упражнения.
Наша дружная семья. Работу выполнили: Скворцова Татьяна и Скворцова Людмила Ученицы МОУ «Кирская СОШ» 2010 год.
Дополнение Дополнение Второстепенные члены предложения.
Деепричастия Особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном глаголе, зависит от него и отвечает на вопросы Особая форма глагола,
Переходные и непереходные глаголы – Цель урока – дать представление о семантико-синтаксических различиях переходных и непереходных глаголов и научиться.
Глагол.Глагол.. Глаголы переходные и непереходные. Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с сущ.,числ., или местоимением в вин. пад. без предлога,
Глаголы переходные и непереходные. РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 КЛАСС, Ч. 2 Урок 145. © ООО «Баласс», 2013.
По теме «Мой уютный дом». Участники проекта: Учитель ритмики: Ковган Марина Владимировна. Группа продленного дня. Учащиеся 2-а, 3 –б классов.
МОРФОЛОГИЯМОРФОЛОГИЯ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАТЕГОРИЯ ПАДЕЖА.
Цель: развить навыки правописания безударных личных окончаний в глаголах; познакомить учащихся с разноспрягаемыми и особо спрягаемыми глаголами; рассмотреть.
Моя любимая семья.. Моя семья Семья - это особая группа, которая держится на любви: мужа и жены мужа и жены родителей к детям родителей к детям детей.
Причастие – особая форма глагола Выполнила Макарова Анна Научный руководитель: Орлова Ирина Викторовна.
Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы косвенных.
Поэт, в плену возвышенных идей, Не игнорируй прозу средней школы; Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твёрдо знать глаголы.
Транксрипт:

познакомиться с понятием «переходные–непереходные глаголы»; узнать о связи категорий «возвратность–переходность»; научиться различать переходные и непереходные глаголы, образовывать возвратные глаголы; правильно употреблять винительный и родительный падежи существительных.

Подготовка к восприятию нового материала. Изучение нового материала. Тренировочные упражнения. Культура речи. Домашнее задание. Итоги урока. Оценки.

1. Мы знакомы домами. 2. В одном переулке стояли дома. 3. Родина – наш общий дом. 4. Летом мы были в доме отдыха. В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?

1. Мы знакомы домами. В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?

На улице дождь непрерывный, А дома тепло и светло. И можно на бурые ливни Спокойно смотреть сквозь стекло. Тут можно укрыться от зноя, Спастись от морозного дня. В хорошее место родное – Домой так и тянет меня. Агния Барто

Какие виды работ выполняет строитель?

строит дом

кладёт кирпич

штукатурит стены

белят потолок

настилает линолеум прибивает плинтус

1. Строит дом 2. Кладёт кирпич 3. Штукатурит стены 4. Белит потолок 5. Клеит обои 6. Настилает линолеум 7. Прибивает плинтус (В.п.) (В.п.) (В.п.) (В.п.) (В.п.) (В.п.) (В.п.)

Действие направлено на какой-то предмет.

Вывод. Переходными называются глаголы, выражающее действие, которое переходит или может переходить на другой предмет, название которого ставится в винительном падеже без предлога. Не путать винительный падеж и родительный! Задавать 2 вопроса! Кого?/Чего? и Кого?/Что?

Дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже: Дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже: при отрицании, при отрицании, при отрицании, при отрицании, при указании на часть целого при указании на часть целого при указании на часть целого при указании на часть целого

Распилил доски – не распилил досок. не распилил досок. В.п. Р.п.

Налить бензин – налить бензина. В.п. Р.п.

Возвратные глаголы

В чём особенность возвратных глаголов? Действие возвращается на предмет, который его производит. Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными? Нет, потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет.

убедить – убедиться остановить – остановиться стучать – стучаться чернеет – чернеется Запомни: все возвратные глаголы – непереходные

Обычно переходные и непереходные глаголы не имеют своих особых морфологических признаков. Однако некоторые типы словообразования глаголов являются показателями переходности и непереходности глагола. Так, к непереходным относятся все глаголы с суффиксом -ся (ср.: убедить – убедиться).

Редактор правит рукопись. Миром правит сам человек. В каком их этих предложений глагол является переходным?

Редактор правит рукопись. В каком их этих предложений глагол является переходным? ВЫВОД

При непереходных глаголах возможен винительный падеж без предлога, но исключительно со значением пространства или времени: Войска идут день и ночь (П.).

выбрать какую-то профессию и описать действия, которые выполняет данный специалист. Подчеркните переходные глаголы в получившемся тексте.

От чего может зависеть переходность глаголов? От чего может зависеть переходность глаголов? Какие глаголы называются переходными? Какие глаголы называются переходными? Как соотносятся категории переходности и возвратности? Как соотносятся категории переходности и возвратности?

К переходным относятся глаголы со значением действия, направленного на предмет, изменяющего или производящего этот предмет – объект действия: читать книгу, расширить рукав, сшить костюм. К непереходным относятся глаголы, обозначающие движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояние, например: лететь, болеть, стоять, страдать.

С лексическим значением переходных и непереходных глаголов связано их синтаксическое различие: переходные глаголы сочетаются с обозначением объекта в винительном падеже без предлога, а непереходные глаголы требуют дополнения только в косвенных падежах без предлога или с предлогами; ср.: любить (кого? что?) - переходный глагол, помогать (кому? чему?) - непереходный глагол. При переходных глаголах объект действия может быть выражен родительным падежом в двух случаях: для обозначения части объекта: выпить воды, купить хлеба; при наличии отрицания при глаголе: не читал газет, не получал зарплаты, не имеет права.

убедить – убедиться остановить – остановиться стучать – стучаться чернеет – чернеется Запомни: все возвратные глаголы - непереходные

Я вспомнил, что… Я узнал… Я понял… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Было сложно…

Презентацию подготовила Чурсина Л.Н., учитель русского языка и литературы Чановской средней общеобразовательной школы 2 Новосибирской области