Историческая справка Санкт-Петербург Крупнейший центр мировой и российской культуры основан 27 мая 1703 года. Основатель Петербурга Петр I поставил перед собой цели: модернизировать экономику России и установить тесное экономическое, техническое и культурное взаимодействие с более развитыми странами Европы. В 1712 году Петербург стал столицей России, научным, культурным, промышленным и транспортным центром. Город пережил три революции ( гг., Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г., Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г.). В годы гражданской ( гг.) и особенно Великой Отечественной войны гг. выпали на его долю тяжелые испытания (900 дней блокады, голод, разруха). В городе сохранено уникальное культурно-историческое наследие, более 80% памятников XVIII-XIX веков - подлинники.
воплощение торжества «исторического разума» город зла и насилия, центр «самовластья» город назревающих буржуазных противоречий, социальных контрастов.
Н.В.Гоголь М.Ю.Лермонтов
Расширение социальной трактовки темы Использование снижающих деталей: мрачные коробки доходных домов, замусоренные проходные дворы, черные лестницы.
Роман «Преступление и наказание»
«…кругом пальмы растут целым кругом… Он же все пьет воду, прямо из ручья, который тут же, у бока, течет и журчит. И прохладно так, и чудесная- чудесная такая голубая вода…» «светлый, теплый, почти жаркий день», «деревенский коттедж… весь обросший душистыми клумбами цветов», «свежий, легкий, прохладный воздух…» «Иногда он останавливался перед какою-нибудь изукрашенною в зелени дачей, смотрел в ограду, видел вдали, на балконах и на террасах, разряженных женщин и детей. Особенно занимали его цветы; он на них всего дольше смотрел»
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и … особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу…»
«Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой»
Летний Петербург - жара - пыль - вонь - грубые пьяные голоса - некрасивые резкие звуки
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок»
- шкаф - гроб - конура - сундук
Может ли человек выдерживать такой ежедневный плен, не теряя своей человечности ?
«Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами … перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь … другой же угол был уже слишком безобразно тупой». Какую еще особенность жилищ героев отмечет Достоевский? Что хотел подчеркнуть этим автор?
- «грязные и вонючие» дворы - темные лестницы - тесные, кривые комнаты - нищета
«… а где тут воздухом- то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек».
Пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и на преступления.
Сочинение-миниатюра «Один день в Петербурге» - письмо - запись в дневнике - рассуждение