В ПЕТЕРБУРГЕ ДОСТОЕВСКОГО Мрачные нравственные стороны прежнего порядка- эгоизм, цинизм, рабство, разъединение, продажничество- не только не отошли с уничтожением крепостнического быта, но как бы усилились, развились и умножились. Ф. Достоевский «Дневник писателя»
Образ Петербурга в творчестве писателей ХIХ века О Петербург, проклятый Петербург Здесь, право, нельзя иметь души! Здешняя жизнь давит меня и душит! В.А. Жуковский Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено–бледный, Сказка, холод и гранит… А.С. Пушкин
Образ Петербурга в творчестве писателей ХIХ века Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых сводов Прозрачный сумрак, блеск бездомный… А.С. Пушкин Каюсь, грешен, не люблю. Ф.М.Достоевский.
ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО
Достоевский сменил много квартир в Петербурге,и почти все они были в угловых домах. В таких домах писатель обычно поселял и героев своих произведений. Никакого объяснения этому предпочтению Фёдор Михайлович не оставил, хотя был верен любви своей к угловым домам.
Если взглянуть на планы старого Петербурга, можно заметить, что дома, где жил писатель, обычно соседствуют с церквями.
В 60-х годах XIX века пятиэтажные дома в Петербурге, как правило, предназначались для среднего, малоимущего люда – это так называемые доходные дома (богачи в них не селились).
ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО ПЕЙЗАЖИ ОПИСАНИЯ- ИНТЕРЬЕРЫ СЦЕНЫ УЛИЧНОЙ ЖИЗНИ (ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ)
ПЕЙЗАЖИ часть 1, глава 1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня); Часть 2, глава 1 (подчеркнутое повторение предыдущий картины); Часть 2, глава 6 (вечерний Петербург); Часть 5, глава 5 (вид из окна комнаты Раскольникова); Часть 6, глава 6(грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова)
В Столярном переулке находится 16 домов (по 8 с каждой стороны улицы). В этих 16 домах помещается 18 питейных заведений...
«Дом Раскольникова» Средняя Мещанская, угол Столярного переулка 19/3 « Дом Сони Мармеладовой» Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова), угол Малой Мещанской 73/2 ( ныне Казначейская )
СЕННАЯ ПЛОЩАДЬ
ОПИСАНИЯ- ИНТЕРЬЕРЫ: Часть1 глава 3 – каморка Раскольникова « « Каморка его приходилась под самою кровлею высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру…» « Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что стукнешься головой о потолок.»
Часть1, глава 2 и часть2, глава 7 («проходной угол» Мармеладова); Часть 4, глава 4 (комната- «сарай» Сони)
Часть 1, глава 2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова «… стояли крошечные огурцы, черные сухари и резанная кусочками рыба; все это очень дурно пахло. Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным.»
Часть 1, глава 1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми); Часть2, глава 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); Часть 2, глава 6 (шарманщик и толпа женщин у « распивочно- увеселительного» заведения); Часть 2, глава 6 (сцена на …ском мосту); Часть 5, глава 5 (смерть Катерины Ивановны) СЦЕНЫ УЛИЧНОЙ ЖИЗНИ:
Николаевский мост Шарманщик и толпа женщин Катерина Ивановна
ПЕЙЗАЖНЫЕ КАРТИНЫ ПЕТЕРБУРГА, ИНТЕРЬЕРЫ «УГЛОВ»- СОЗДАЮТ ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ГОРОДА, КОТОРЫЙ ВРАЖДЕБЕН ЧЕЛОВЕКУ, ТЕСНИТ, ДАВИТ ЕГО, СОЗДАЕТ АТМОСФЕРУ БЕЗЫСХОДНОСТИ.
ПЕРЕЧИТАЙТЕ СТРАНИЦЫ, ГДЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ ПРИОТКРЫВАЕТ КАРТИНУ ВЕЛИЧЕСТВЕННОГО ПЕТЕРБУРГА. КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПРОИЗВОДИТ ЭТА ПАНОРАМА НА РАСКОЛЬНИКОВА И ПОЧЕМУ? (2 часть, 2 гл.) ВИДИТ, ЧТО ГОРОД ГЛУХ КО ВСЕМ СТРАДАНИЯМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ.
МЫ ВИДИМ РАСКОЛЬНИКОВА, ЕГО ПРИВЫЧНЫЕ МЕТАНИЯ ПО «ОБЫКНОВЕННЫМ ПУТЯМ СВОИХ ПРЕЖНИХ ПРОГУЛОК», ЕГО ПОПЫТКИ ОБЩЕНИЯ С НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ, ЕГО РАЗГОВОР С ЗАМЕТОВЫМ. КАК ХАРАКТЕРИЗУЮТ РАСКОЛЬНИКОВА ЭТИ ПОСТУПКИ? (2 часть, 6 глава) ОТ ТАКОЙ ЖИЗНИ ЛЮДИ ОТУПЕЛИ, СМОТРЯТ ДРУГ НА ДРУГА ВРАЖДЕБНО И С НЕДОВЕРЧИВОСТЬЮ. МЕЖДУ НИМИ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНЫХ ОТНОШЕНИЙ, КРОМЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ, ЗВЕРИНОГО ЛЮБОПЫТСТВА, ЗЛОРАДНОЙ НАСМЕШКИ.
Петербург не просто фон, на котором развиваются действия романаПреступление и наказание, а главный герой, который провоцирует Раскольникова на преступление, объясняет его двойничество, помогает понять Мармеладова, Соню, Свидригайлова и других персонажей.