«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление любви и верности. Урок литературы в 8классе Цели урока: познакомить с повестью о Петре и Февронии Муромских, выявить её специфику; поведать, как раскрываются темы любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний в литературе Древней Руси; показать, что нравственные идеалы и заветы Древней Руси ценны и поныне. Оборудование: стенгазета «Повесть о Петре и Февронии». В дополнение к прочитанному», презентация,. Опережающее задание: 1. Прочитать «Повесть о Петре и Февронии». 2. Отгадать кроссворд по данной повести (напечатан в стенгазете). 3. Найти информацию об авторе данного произведения (индивид.). 2010
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление любви и верности. познакомить с повестью о Петре и Февронии Муромских, выявить её специфику; поведать, как раскрываются темы любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний в литературе Древней Руси; показать, что нравственные идеалы и заветы Древней Руси ценны и поныне. Цели урока:
муромо-рязанский цикл Ермолай –Еразм 1547 год Князь Пётр убивает змея. Рукопись 17 века
СКАЗКАЖИТИЕПОВЕСТЬ Сказка - произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил. Житие (в переводе с церковно- славянского – «жизнь») – описание жизни святых, их деяний. Жития имели определенную структуру. Повесть прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. - Сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел» - Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития). По́весть прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. -Не указано точное время, оно отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро». - Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве. - Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. - Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково). - Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве. - Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу. - Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году). - Есть волшебные вещи: агриков меч. - Добро побеждает зло (Пётр победил змия). - Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов). - В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания. - Загадки и хитроумные испытания. - В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице. - Постоянные эпитеты (лукавый змей, блаженный князь, мудрая дева); - повторы (два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью). ЖИТИЙНАЯ ПОВЕСТЬ С ЭЛЕМЕНТАМИ НАРОДНО- СКАЗОЧНОГО ХАРАКТЕРА
- Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал он у вас осуждения? - Так почему же автор делает Петра главным героем? - Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения? Мудрая жена – всегда радость для своего мужа и для окружающих. Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. Мудрая жена – всегда радость для своего мужа и для окружающих. Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. - Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней? - Можем ли мы подтвердить эти изречения текстом?
«…Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей ради царствования в жизни этой, … по Евангелию поступил: пренебрег княж е нием своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить».
- Почему автор не рисует портретов героев повести? - В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии?
- Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году, ныне открыто почивают в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Рака с мощами святых под высокой иконой в золочёном окладе. Поныне своими молитвами святые Петр и Феврония низводят небесное благословение на супружеские пары и их детей.
- В чем основное значение «Повести…»? Какие жизненные ценности утверждаются в ней? Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро, любовь и верность – ценности, над которыми не властно время. Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро, любовь и верность – ценности, над которыми не властно время.
8 июля – Всероссийский день семьи, любви и верности
Муром Архангельск Ульяновск Сочи Ярославль Абакан Памятники Петру и Февронии
Подведение итогов урока. - Чем обогатила вас история Петра и Февронии? - О каких вечных ценностях заставил вас задуматься сегодняшний урок? Семья Любовь Верность
СПАСИБО ЗА УРОК
Список используемой литературы и сайтов: 1.Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.:ВАКО, Крупина Н.Л. Повесть о Петре и Февронии Муромских. IХ класс Литература в школе с Малюкова В.Ф. Урок по «Повести о Петре и Февронии Муромских» VII класс Литература в школе с Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком.-М., Ужанков А.Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских Литература в школе с