Тринадцатое апреля Понятие о наречии Урок подготовила Вессели Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы школы 3, г. Осинники
Цели урока: Сформировать представление о наречии как самостоятельной части речи; Формировать умение «видеть» наречия в тексте; Сопоставить наречие с другими частями речи и выявить его особенности; Совершенствовать общеучебные умения: умение работать с научной статьей, пользоваться справочной литературой.
Наречие – старое слово. Оно уже было в словаре древнерусского языка Срезневского, где отмечено его значение как части речи.
Если попытаться глубже проникнуть в состав этого слова, то придется выделить корень реч-. Слово же речь в древнерусском языке имело гораздо больше значений, чем в современном русском языке (слово, язык, наречие, решение, вопрос, дело, обвинение, спор, способ, предмет, вещь, глагол и др.)
Итак, речью назывался и глагол. Это значение и заключено в корне – реч-, входящем в слово наречие. Нопричём же здесь глагол?
Связь между глаголом и наречием проявляется в том, что наречия поясняют глаголы. Древние римляне называли эту часть речи adverbium. Слово verbum значит глагол, а приставка ad – при, т.е. буквальный перевод слова adverbium – «приглаголие».
И термин наречие, если его поревести на современный лад, будет соответствовать слову «наглаголие». Следовательно, древние учёные главное содержание наречия видели в том, что оно должно «накладываться» на глагол. Так оно и происходит.
Имя существительное определяется прилагательным, которое сообщает ему четкость, выразительность, экспрессивность. Функцию прилагательного при глаголе выполняет наречие, которое живописует глагол.
Например : Красивое письмо – красиво пишет; Громкое чтение – громко читает; Быстрая ходьба – быстро ходит. Наречие может пояснять и прилагательное, обозначая при этом степень качества: хороший голос, чрезвычайно интересная книга, весьма сдержанный человек
Наш язык и скромен, и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад. Слово «высоко» произнеси – И представишь сразу неба синь. Ты скажи: «Кругом белым-бело» - И увидишь зимнее село, С белых крыш свисает белый снег, Не видать под белым снегом рек.
Вспомнится наречие «светло» - И увидишь: солнышко взошло. Если скажешь слово ты «темно», Сразу вечер поглядит в окно. Если скажешь «ароматно», ты Сразу вспомнишь ландыша цветы. Ну, а если скажешь ты «красиво», Пред тобою - сразу вся Россия! (Эля Куклина.)
Какие слова привлекли внимание этой поэтессы? Высоко, темно, светло, ароматно, красиво На какой особенности этих слов акцентируется внимание в стихотворении? Как образованы данные наречия? От прилагательных с помощью суффикса –о
Вывод Приведите еще наречия. Которые образованы от прилагательных. Скоро, медленно, далеко, точно, мало, широко, долго, просто, трудно. Таких слов очень много. Поскольку в языке много прилагательных, а от любого качественного прилагательного можно образовать наречие на –о,(-е).
Работа с учебником Упражнение 475, 476
Составьте словосочетания. Быстро, красиво, успешно, горячее, (в)догонку, (не)спеша, мельком, задолго, (не)подалеку, (не)вероятно, чересчур, умопомрачительно.
Итог урока Что узнали нового на уроке? Что понравилось больше всего? Возникли ли трудности в изучении темы? Что осталось непонятным?
Домашнее задание §116, упражнение 484