Методика работы над рисованием головы человека МОУ «СОШ 2 р.п. Самойловка Самойловского р-на Саратовской обл. Подготовила Учитель изобразительного искусства Каратышова Ирина Алексеевна уч. год
Структура работы Последовательность рисования головы гипсовой модели Последовательность рисования головы живой модели Живописное изображение головы человека
Первый этап Общее композиционное размещение головы на листе. Следует изображать голову в натуральную величину или немного меньше. Лучше разместить её несколько выше геометрического центра листа. При повороте головы в три четверти или в профиль перед лицевой частью, как правило, оставляют немного больше места, чем со стороны затылка.
Второй этап Построение головы начинается с поиска её общей формы, основных пропорций, а также пропорций лицевой части. Затем определяют характер поворота головы и шеи, проводят серединную линию через центр черепной и лицевой части сверху вниз. Это - ось симметрии головы. Горизонтальная линия, пересекающая центр глазных впадин, обычно тоже делит голову пополам. Пересечение этих линий, так называемая «крестовина», даёт четкое представление о положении головы в пространстве.
Третий этап Деление лица на три равные части для лба, носа и губ с подбородком. Предварительная прорисовка глаз, ноздрей, губ, ушей, причёски. Уточнение формы скул, сравнение лицевой и боковой поверхности головы.
Четвертый этап Уточнение деталей, соотношение всех частей лица между собой, их положения по отношению к общей форме головы. Светотеневая моделировка формы, определение самого светлого и самого тёмного мест на голове, тональных переходов. В процессе работы рекомендуется постоянно сравнивать отдельные участки по силе тона, избегать его раздробленности и пестроты. Нужно стремиться к цельности рисунка.
Последовательность рисования головы живой модели Порядок выполнения рисунка головы модели живой тот же, что и гипсовой, но необходимо учесть ряд особенностей. 1. Очень важно «поймать» характерное сходство модели (не надо следовать за изменениями в движении натурщика).В процессе построения головы с заданной точки наблюдения полезно время от времени рассматривать её в фас, профиль и в повороте три четверти.
2. В отличие от гипсового слепка живая модель имеет различную окраску глаз, губ, волос, одежды и др. Необходимо использовать разнообразные приёмы штриховки для передачи фактуры прямых и кудрявых волос, кожи молодого и старого лица, одежды, фона и т.п.
Обучаясь рисованию головы живой модели, обязательно нужно потратить какое-то время для зарисовывания отдельных частей лица. Это можно сделать как в процессе предварительного выполнения набросков, так и непосредственно во время длительного сеанса. Такие зарисовки помогают понять расположение глазного яблока в глазнице, прихотливые изменения линий губ при различных эмоциональных состояниях.
Рисуя живую голову человека, важно не потерять ощущение тех больших плоскостей, которые так хорошо просматриваются в «обрубовке». Поэтому такую гипсовую модель лучше ставить рядом с натурщиком. В учебных целях живую модель и «обрубовку» полезно рисовать с одной точки зрения на одном листе рядом. При рисовании головы необходимо учитывать не только строение костей черепа, но и мышц лица. В течение всего процесса рисования живой модели и даже работая над её частями, не упускать из поля зрения всю голову.
Этапы рисования головы живой модели Обобщённая прорисовка контура головы модели. Надо передать черты лица, взаимосвязь головы с плечевым поясом. Главное при этом соблюдать пропорции. Переход к проработке деталей, передаче фактуры волос, кожи одежды. Важно следить за игрой света и тени, добиваться с её помощью объёмных форм. Обобщение деталей, выявление характера модели. Достижение целостного впечатления от образа.
Изображение головы человека в живописи
1. Наметить силуэт головы (карандашн ый набросок)
2. Тенями рисуем «плакатног о человека»
3. Выделяем площадки света ( лоб, щёки, губы). 4. Полутона растираем кистью. Не забываем про шею.
5. Рисование одежды, волос, фона. 6. Работа тонкой кистью (брови, глаза, губы).