МЕТОДОЛОГИЯПРОЕКТИРОВАНИЯ
Каждый учитель - руководитель проекта должен поставить перед собой ряд вопросов и найти на них ответы: Что такое «проект»? Что такое «проект»? Насколько полезна и интересна будет проектная деятельность его ученикам? Насколько полезна и интересна будет проектная деятельность его ученикам? Что ученики умеют делать и чему им предстоит научиться в ходе работы над проектом? Что ученики умеют делать и чему им предстоит научиться в ходе работы над проектом? Как правильно организовать работу? Как правильно организовать работу? С чего начать работу? С чего начать работу?
Каковы же реальные цели участников классно- урочного процесса? Может быть, создание условий для развития личности? А что это за условия и как их создавать? Единственно реальная цель учителя - "пройти программу" Единственно реальная цель учителя - "пройти программу" Цель ученика: Цель ученика: в лучшем случае - "стать умнее" в ином - выучить то, что пригодится для экзамена в худшем случае - перетерпеть годы школьной учебы.
От классно-урочного обучения к целесообразной деятельности ученика, с учетом его личных интересов и целей
Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в т.ч. и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат. Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в т.ч. и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
Результат работы: Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
"Лобовые атаки в обучении приносят еще большие потери, чем на войне" Джон Дьюи "…С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы это - невозможность для него свободно, в полной мере использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе." "…С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы это - невозможность для него свободно, в полной мере использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе." "Различные предметы преподавания суть не что иное, как опыт поколений" Джон Дьюи
Классификация учебных проектов Исследовательские Исследовательские Игровые Игровые Творческие Творческие Информационные Информационные Практико - ориентированные Практико - ориентированные
Метод проектов в советской школе (по следам отечественных разработок 1920-х гг.) "…Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а следовательно, и необходимых при постройке новых начал коммунистического общества" "…Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а следовательно, и необходимых при постройке новых начал коммунистического общества" Проф. Е.Г.Кагаров "Метод проектов в трудовой школе" (1926г.) Но использование "метода проектов" в 1920-е годы привело к недопустимому падению качества обучения. И на долгие годы о нем забыли. А какие же были причины явления падения качества обучения? Но использование "метода проектов" в 1920-е годы привело к недопустимому падению качества обучения. И на долгие годы о нем забыли. А какие же были причины явления падения качества обучения?
Современные исследователи истории педагогики выделяют следующие причины: отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами; отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами; слабую разработанность методики проектной деятельности; слабую разработанность методики проектной деятельности; гипертрофию "метода проектов" в ущерб другим методам обучения; гипертрофию "метода проектов" в ущерб другим методам обучения; сочетание "метода проектов" с педагогически неграмотной идеей "комплексных программ". сочетание "метода проектов" с педагогически неграмотной идеей "комплексных программ".
"В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком, последнее - за учителем" Коллингс Коллингс
Основные требования к учебному проекту Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. Планирование действия по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца. Планирование действия по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
Что такое «проект»? Проект - это "пять П": Проект - это "пять П": Проблема, Проблема, Проектирование (планирование), Проектирование (планирование), Поиск информации, Поиск информации, Продукт, Продукт, Презентация. Презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование. Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование. Информационный проект - направлен на сбор информации о каком - либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории. Информационный проект - направлен на сбор информации о каком - либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории. Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Ролевой проект. Ролевой проект.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО КОМПЛЕКСНОСТИ И ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ По комплексности (предметно-содержательной области): (предметно-содержательной области): Монопроекты - как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель - учитель-предметник, консультант - учитель другой дисциплины. Межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.
По характеру контактов: Внутриклассные, Внутриклассные, Внутришкольные, Внутришкольные, Региональные (в пределах одной страны), Региональные (в пределах одной страны), Международные. Международные. Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet, задействования средств современных компьютерных технологий.
Классификация проектов по ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка. Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка. Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома. Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы. Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы. Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время. Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
Формы продуктов проектной деятельности Web-сайт Web-сайт Анализ данных социологического опроса Анализ данных социологического опроса Сравнительно-сопоставительный анализ Сравнительно-сопоставительный анализ Атлас, карта, учебное пособие Атлас, карта, учебное пособие Видеофильм Видеофильм Выставка Выставка Газета, журнал, справочник Газета, журнал, справочник Костюм, модель, коллекция Костюм, модель, коллекция Игра, мультимедийный продукт Игра, мультимедийный продукт Музыкальное или художественное произведение Музыкальное или художественное произведение Постановка, праздник Постановка, праздник Экскурсия, поход Экскурсия, поход Законопроект и т.д. Законопроект и т.д.
Виды презентаций проектов Деловая игра Деловая игра Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей Игра с залом Игра с залом Научная конференция, доклад Научная конференция, доклад Пресс-конференция Пресс-конференция Путешествие, экскурсия Путешествие, экскурсия Реклама Реклама Ролевая игра Ролевая игра Спектакль Спектакль Соревнование Соревнование Телепередача и т.д. Телепередача и т.д.
Организация учебно-исследовательской работы с учащимися предъявляет и особые требования к педагогу: положительное отношение к ребенку; положительное отношение к ребенку; проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом; проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом; признание права личности быть непохожей на других; признание права личности быть непохожей на других; предоставление права на свободу выбора; предоставление права на свободу выбора; оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков; оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков; учет индивидуально-психологических особенностей детей. учет индивидуально-психологических особенностей детей.
Роль педагога Обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя научиться быть консультантом. Самое сложное для учителя научиться быть консультантом. Трудно удержаться от подсказок. Трудно удержаться от подсказок. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.
Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта: Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях Консультант, помогающий организовать работу Консультант, помогающий организовать работу Руководитель, помогающий планировать работу по времени Руководитель, помогающий планировать работу по времени "Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы "Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы Координатор группового процесса Координатор группового процесса Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта "Будущее - в руках школьного учителя" Виктор Гюго
Учитель - руководитель проекта должен: владеть исследовательским поисковым методом, уметь организовывать самостоятельную деятельность учащихся; владеть исследовательским поисковым методом, уметь организовывать самостоятельную деятельность учащихся; уметь организовывать и проводить дискуссию, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом; уметь организовывать и проводить дискуссию, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом; устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой эмоциональный настрой, направляя учащихся на путь решения поставленной проблемы; устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой эмоциональный настрой, направляя учащихся на путь решения поставленной проблемы; уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики проекта. уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики проекта.
Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности. / этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное. / этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное. II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей. II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей. III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность. III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность. IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) равноправные партнеры. IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) равноправные партнеры. На этапе самоанализа учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения. На этапе самоанализа учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения.
Какие именно общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности Рефлексивные умения: Рефлексивные умения: Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Менеджерские умения и навыки: Менеджерские умения и навыки: Умение проектировать процесс (изделие) Умение проектировать процесс (изделие) Умение планировать деятельность, время, ресурсы Умение планировать деятельность, время, ресурсы Умение принимать решения и прогнозировать их последствия Умение принимать решения и прогнозировать их последствия Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов) Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)
Поисковые (исследовательские) умения: Поисковые (исследовательские) умения: Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста) Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста) Умение находить несколько вариантов решения проблемы Умение находить несколько вариантов решения проблемы Умение выдвигать гипотезы Умение выдвигать гипотезы Умение устанавливать причинно- следственные связи Умение устанавливать причинно- следственные связи
Умения и навыки работы в сотрудничестве: Умения и навыки работы в сотрудничестве: Навыки коллективного планирования Навыки коллективного планирования Умение взаимодействовать с любым партнером Умение взаимодействовать с любым партнером Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач Навыки делового партнерского общения Навыки делового партнерского общения Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы Коммуникативные умения: Коммуникативные умения: Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д. Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д. Умение вести дискуссию Умение вести дискуссию Умение отстаивать свою точку зрения Умение отстаивать свою точку зрения Умение находить компромисс Умение находить компромисс Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационные умения и навыки: Презентационные умения и навыки: Навыки монологической речи Навыки монологической речи Умение уверенно держать себя во время выступления Умение уверенно держать себя во время выступления Артистические умения Артистические умения Умение использовать различные средства наглядности при выступлении Умение использовать различные средства наглядности при выступлении Умение отвечать на незапланированные вопросы Умение отвечать на незапланированные вопросы Где много легких дел, там много и трудных" Лао-цзы
Тематика проектов Мир современных автомобилей Вода в современном мире Загадки египетских пирамид Осмос и осмотические явления в живых организмах Лекарства на вашем столе Народные промыслы Тайны крови История русских имен и фамилий Место жаргонизмов в языковой среде подростков
Тематика проектов Роль книги в жизни людей Золотое сечение вокруг нас Мир колеса Многогранники в архитектуре Применение производной и интеграла к решению практических задач Колокола Шаровая молния Развитие средств связи
Тематика проектов Фонтаны Лампа накаливания и электронагревательные приборы Самые необычные памятники современности Как было и как стало( карандаш, мыло, открытка, часы и т.д) Влажность воздуха и ее значение
Тематика проектов Без особого труда, но не детская еда Причины сокращения продолжительности жизни: наследственные или приобретенные? Фтор – необходимый человеку элемент Шоколад. Сладкая ложь? Влияние американской и британской культур на образ жизни в моей стране
Тематика проектов Туристический маршрут Витамины для здоровья Игры, которые помогают стать умнее Первоцветы История костюма 20 века в истории моей семьи Как сделать карьеру История ремесел в России Психологическое восприятие рекламы
Тематика проектов Служба спасения: история создания и современное состояние В каждой избушке – своя игрушка История Олимпийских игр.