ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК (подготовка к ЕГЭ) Учитель русского языка и литературы МОУ Вешкаймской средней общеобразовательной школы 2 имени Б.П.Зиновьева Васильева И.В.
ЦЕЛИ УРОКА Обобщение и систематизация знаний о правописании приставок и сопутствующих орфограммах Совершенствование орфографических навыков Подготовка к ЕГЭ: разбор и выполнение задания А15
А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1)По..кладка, о..бойный, на..строчный 2)Пр..встать, пр..клеить, пр..школьный 3)На..граться, сверх..нвестиции, из..скать 4)Бар..ерный, с..язвить, обез..яна
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ!!! 1.Правописание традиционных приставок. 2.Правописание приставок на З-С. 3.Правописание приставок ПРЕ-ПРИ. 4.Буквы И-Ы после приставок на согласную. 5.Правописание приставок НЕ-НИ. 6.Правописание разделительных Ъ-Ь. 7.* Дефисное написание некоторых приставок.
Неизменяемые (традиционные) приставки их правописание нужно запомнить. От-, по-, до-, над-, под-, в-, с-, за-, об-, пред-, пере-. *** Отъехать, посмотреть, доработать, сбить, сделать, надпись.
1.С- приставки З не бывает Запомни! Здесь, здание, здоровье, не видно ни зги. 2.!!! А- ***алогичный аморфный 3.!!! Па- ***паводок,паволока, пагуба 4.!!! Пра- (значение первоначальный, древний) - *** прадед, прародитель 5.!!! Су- ***сумрак, суглинок
Приставки, оканчивающиеся на З и С правописание приставок на З-С Перед звонкими согласными -З *** Разгадать, разлюбить, измерить, возвысить, бездомный Перед глухими согласными -С *** Рассыпать, растереть, истратить, воскликнуть, бесчувственный, бесценный
Приставки при- и пре- ПРИПРЕ 1.Близость ***(пришкольный) 1.Степени качества (= очень) *** премудрый (очень мудрый) 2. Присоединения ***(пришить) 2. Близкое к ПЕРЕ- ***прервать (перервать), ***преградить (перегородить) 3. Неполнота действия ***(приоткрыть) 4. Приближения ***(прибежать) !!! 5. Действия до конца ***(придумать) !!! 6. Усиленное действие ***(приглядеться) !!! 7. Действия в своих интересах ***(прикарманить) !!! 8.Сопутствующие действия ***(припевать)
Различай написание по значению! Преумножить (сильно умножить) – приумножить (незначительно) Пребывать (находиться) – прибывать (приходить) Предавать (кого-нибудь) – придавать (значение) Презирать (ненавидеть) – призирать (присматривать) Преклонить (почтительно) – приклонить (ветку к земле) Преступить (нарушить) – приступить (к чему- либо) Претворять (в жизнь) – притворять (дверь) Преходящий (временный) – приходящий (учитель)
Ы – И после приставок на согласную: ЫИ 1. После русских приставок на согласную: *** безынтересный – интересный, *** отыграть – играть 1. После приставок: меж- ***(межинститутский) сверх- ***(сверхинтересный) Запомни!!! - Взимать2. После иноязычных приставок: *** суперигра, контригра 3. Во втором корне сложносокращённых слов: *** пединститут, спортинвентарь
Правописание приставок НЕ-НИ НЕ в местоимениях и местоименных наречиях НИ в местоимениях и местоименных наречиях ПОД УДАРЕНИЕМ *** некто, нечто, некоторый *** некогда, негде, некуда В БЕЗУДАРНОМ ПОЛОЖЕНИИ *** никто, никакой, ни от чего *** никогда, нигде, никуда
Различение приставки НЕДО- и частицы НЕ с приставкой ДО- !!! Недо- (антоним пере-) 1. Действие не доведено до конца: *** недосолить, недогрузить. 2. В недостаточном количестве: ***Не достаёт до окна (не дотягивается). Недостает терпения. Различай!!! ***Не досмотрел фильм. Недосмотреть за ребёнком. ***Не доедают суп. Безработные недоедают.
Правописание Ъ и Ь. подъезд разъём Ъ только после приставки на согласный перед буквами Е, Ё, Ю, Я вьюга муравьи Ь в корне слова или после корня перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И
* Дефисное написание некоторых приставок Во-, в-, если есть суффиксы -ых- и –их- *** во-первых, в-третьих По-, если есть суффиксы -ому- и –ему-, -ски-, –ки-, -ьи- *** по-волчьи, по-новому, по-русски Кое- *** кое- когда, кое-где, (но кое с кем)
А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)Пред..стория, дез..нформация, до..сторический 2)От..зваться, под..йти, опр..кинуть 3)Пр..ведать, пр..ведение, пр..бабушка 4)Пр..землиться, пр..взойти, пр..сесть
А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1)Ад..ютант, об..яснение, пред..юбилейный 2)Пр..нарядиться, пр..украсить, пр..пятствие 3)Вз..скать, под..тожить, вз..мать 4)..делать, бе..болезненный, во..приятие
А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1)Пр..одолеть, пр..вязать, пр..стукнуть 2)Об..яснение, об..учение, об..явление 3)Пред..юньский, дез..нфекция, контр..гра 4)Бе..сильный, ро..сказни, бе..шумный
А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1)Бе..рассудный, и..меритель, бе..сонный 2)Пред..дущий, за..нтересовать, фин..нспектор 3)Пр..наряженный, пр..тягательный, пр..глашение 4)О..гадать, на..треснутый, о..душина
А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1)В..кормить, ра..чертить, бе..размерный 2)Пр..фронтовой, пр..влекательный, пр..умный 3)П..близости, п..проще, с..автор 4)С..знова, сверх..нтересная, без..дейность
А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1)Пр..верженец, пр..мудрый, пр..валировать 2)Пр..митивный, пр..возносить, пр..дместье 3)Пр..амбула, пр..возмочь, непр..менно 4)Пр..имущество, пр..оритет, пр..зент
Домашнее задание П УПР. 142, 148, 154 Задания по теме в дидактическом материале