Предложения с обособленными членами. Урок русского языка в 9 классе Подготовила : Оноприенко Т. Н., учитель русского языка и литературы МКОУ « Очкуровская СОШ » 2012 г.
Цель : 1) повторить содержание понятия обособления, интонацию обособления, виды обособленных предложений, условия обособления, необособления согласованных и несогласованных определений, способы выражения обособленных обстоятельств, условия их обособления, необособления ; 2) научить находить определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, объяснять устно и графически условия обособления, необособления определений и обстоятельств ; 3) систематизировать и обобщить знания учащихся о предложениях с обособленными членами, повторить правописание гласных и согласных в корне слова.
Проверка домашнего задания Конкурс « Юный оратор » на тему « дисциплина свобода или необходимость ?» Указать виды односоставных предложений, коллективное рецензирование ответа. Написать на доске отрывки из « Прощальной песни » ( упр. 30), подчёркнуть главный член в определённо - личных односоставных предложениях, указать слова, грамматически не связанные с предложением, рассказать о пунктуации при них.
Повторение сведений по теме « Предложения с обособленными членами ». Что такое обособление ? Назовите условия обособления согласованных и не согласованных определений. Назовите способы выражения обособленных обстоятельств, условия обособления. В чём особенность обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами ? Как выражается интонация обособления ?
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами ( определениями и приложениями ) Выделяются запятымиПримеры 1. Любые определения и приложения ( независимо от степени их распространённости и местоположения ), если они относятся к личному местоимению Дружившие с детства, они никогда не расставались. Они, агрономы, поехали работать в село. 2. Согласованные распространенные определения и приложения, если они стоят после определяемого существительного Ягоды, собранные детьми, были вкусны. Дед, участник военных действий, знал всё о том далёком времени.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами ( определениями и приложениями ) Выделяются запятымиПримеры 3. Два или несколько однородных согласованных нераспространённых определений, стоящих после определяемого существительного Ветер, тёплый и ласковый, разбудил цветы на лугу. 4. Согласованные определения и приложения ( стоящие перед определяемым существительным ), если имеют добавочное обстоятельственное значение ( причинное, условное, уступительное и др.) Измученные тяжёлой дорогой, ребята не могли продолжить путешествие (причина).
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами ( определениями и приложениями ) Выделяются запятымиПримеры 5. Согласованные приложения ( в том числе и одиночные ), если они стоят после определяемого слова существительного собственного. И с к л ю ч е н и е : не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу и в произношении В отрочестве я зачитывался книгами Дюма - отца.
Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями Выделяются запятымиПримеры 1. Любые приложения (независимо от степени их распространённости и местоположения), если они относятся к личному местоимению Оно, «Слово...» по своей поэтической мощи не имеет ничего равного в древней русской литературе. 2. Распространённые приложения, если они стоят после определяемого существительного Сестра, студентка второго курса мединститута, уже даёт советы соседке.
Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями Выделяются запятымиПримеры 3. Приложения, стоящие перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и др.) Смелый охотник, хорёк нападает на животных и крупнее его. 4. Распространённые приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяемого слова существительного собственного. Ис к л ю ч е н и е: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу и в произношении Тренером команды назначен Лучников, бывший нападающий. Вскочил Иван-царевич на лихого коня да и был таков.
Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями Выделяются запятымиПримеры 5. Обособляются приложения с союзом как, если имеют оттенок причинности Как истинный поэт, Некрасов любим своим народом. Не обособляются приложения, если союз как имеет значение «в качестве» или приложение с этим союзом характеризует предмет с какой-либо одной стороны Все знают Женю как надёжного друга.
Работа по учебнику. В упр. 32 на с. 19 аргументировать постановку запятых, переписать, вставляя пропущенные буквы, найти уточняющие обстоятельства и вводные слова.
Самостоятельная рбота. В упр. 34 определить тип текста, графически отметить причастные обороты, назвать условия обособления, прочитать выразительно текст, соблюдая эти условия. Ответить на вопрос : Как понимаете выражение « проснувшимся Везувием ». Морфологический разбор причастий выполняют по вариантам : а ) I вариант морфологический разбор действительно го причастия ; б ) II вариант морфологический разбор страдательного причастия. ( план разбора на с. 196 учебника )
Материалы энциклопедического справочника Везувий действующий вулкан в Италии высотой 1277 м. Вулкан коническая гора с кратером на вершине, через который из недр земли время от времени извергается огонь, лава, пепел.
Самостоятельная работа. В упр. 36 записать предложения, обозначая графически причастные и деепричастные обороты, расставляют запятые, соблюдая условия обособления определений и обстоятельств, объяснить, какие из причастных оборотов не являются обособленными, подобрать из текста : а ) причастия, соответствующие схеме : б ) деепричастие, соответствующее схеме :
Задание по выбору. ( Списать ) Зимой 1825 года Пущин пр.. вёз ссыльному Пушкину в Михайловское затеря.. ное в снегах и м.. телях рукописный список комедии Грибоедова « Горе от ума ». Комедия начавшая своё изус.. ное триумфальное ше.. твие по Росси.. была встрече.. а молодыми силами русского общества с л.. кованием. Россия выстр.. дала героя ( бунтаря ) предвес.. ника нового пок.. ления и поэтому каждое обл.. чительное слово Ча.. кого нах.. дило взрывной отклик в прогрессивной Росси... Голос Ча.. кого, ум Ча.. кого, страсть Ча.. кого это голос ум и страсть самого Грибоедова но не только : устами Ча.. кого говорила вся прогрессивная Россия.
Творческое задание ( по выбору ) Прогуливаясь в парке, можно любоваться очаровательными кронами деревьев, вырисовывающимися на фоне осеннего неба. …
Тест 1. Укажите предложения с обособленными определениями ( знаки препинания не расставлены ). а ) Утомлённый долгой речью я закрыл глаза и заснул. б ) Он нетерпеливо теребил снятую с правой руки перчатку. в ) Струйки дыма вились в ночном воздухе полном влаги и свежести моря. г ) Солнце великолепное и яркое поднималось над морем.
Тест 2. Найдите предложение, в котором не надо обособлять приложение ( знаки препинания не расставлены ). а ) Инженер по образованию Алексей Иванович увлекался садоводством. б ) Бунина большинство знает как прозаика. в ) Вот она северная ночь нарядная затянутая серебристой дымкой. г ) Наши любимицы берёзки стайками росли на опушке леса
Тест 3. Какое из данных обстоятельств в предложении не будет обособляться ? а ) смотрел не сводя глаз б ) слезает рукой опершись на седло в ) взвилась рассекая потёмки г ) мчится погоняя свои салазки
Проверим 1 а, в, г ; 2 б ; 3 а.
Итог урока Что такое обособление ? В чём особенность обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами ? Как выражается интонация обособления ?
Домашнее задание а ) упр. 35 на с. 20; б ) подготовить связный рассказ на тему « Предложения с обособленными членами » ( для всех ) на конкурс « Юный оратор »; в ) написать сочинение по заданию в упр. 37 на с. 21
Литература Тростенцова, Л. А., Ладыженская Т. А. Учебник « Русский язык » в 9 классе, М.: Просвещение, 2011 Тростенцова Л. А. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова, А. И. Запорожец. М.: Просвещение, Репродукции картин из Интернета.