Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению в школе. МБОУ СОШ 6 г Мытищи
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой - либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой - то определенной сфере. Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями ( или имеет внутренние посылки для таких достижений ) в том или ином виде деятельности.
Одарённые дети : имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления ; имеют доминирующую активную, познавательную потребность ; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Категории одаренных детей : 1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями. 2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями. 3. Дети с высокими творческими ( художественными ) способностями. 4. Дети с высокими лидерскими ( руководящими ) способностями. 5. Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Основные направления работы с одарёнными детьми
Основные направления работы I. Диагностика - как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало. 2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей. 3. Развитие творческих способностей учащихся. 4. Поощрение - стимулирование дальнейшей творческой деятельности.
Признаки одарённости Инструментальный аспект Наличие специфических стратегий деятельности -быстрое освоение деятельности и высокая успешность её выполнения; -использование и изобретение новых способов деятельности ; -выдвижение новых целей деятельности. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности Особый тип организации знаний одарённого ребёнка. Своеобразный тип обучаемости. Мотивационный аспект Повышенная избирательная чувствительность к определённым сторонам предметной деятельности Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям. Непринятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов. Высокая требовательность к результатам своего труда, склонность ставить сверх трудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству
Формы выявления одарённых детей: наблюдение; общение с родителями; работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа; олимпиады, конкурсы, соревнования, научно- практические конференции.
Цели образования -развитие духовно-нравственных основ личности одарённого ребёнка, высших духовных ценностей; - создание условий для развития творческой личности; -развитие индивидуальности одарённого ребёнка; -обеспечение широкой образовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня.
Формы работы с одаренными учащимися : групповые занятия с одаренными учащимися ; факультативы ; кружки по интересам ; конкурсы ; спецкурсы ; участие в олимпиадах ; занятия в профильных классах интеллектуальные марафоны
Схема работы Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся Планирование работы, отбор содержания учебного материала Анализ результатов через систему диагностических процедур Выбор оптимальных форм, методов, приемов и средств организации УВП
« Дни наук » в начальной школе Задачи Вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность Повышение интереса к изучаемым учебным дисциплинам Формирование положительной мотивации в учебной и внеучебной деятельности
« Дни наук » в начальной школе Проводятся на последней неделе января Минимум по одному мероприятию в каждом классе По окончании уроков