Портрет Достоевского работы Перова, 1872 год «Преступление и наказание» в «Русском вестнике» М. Н. Каткова
Тема урока: «Христианские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Вера – душа народа. Есть Бог, есть мир, они живут Кода гаснет она в народе, то он вовек; превращается в безжизненный А жизнь людей мгновенна и труп, быстро разлагающийся, убога, предающийся тлению. Но всё в себя вмещает человек, Который любит мир и верит в Бога. Архиепископ Черниговский Филарет Н. Гумилёв
СоняРаскольников 1. Личные качества героя 2. Отношение к людям 3. Отношение к жизни 4. Образ жизни 5. Образование 6. Отношение к правде 7. Смысл жизни
СоняРаскольников 1. Кроткая, добрая.1. Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие. 2. Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане - мученица. 2. Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане - преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон? 3. Рассказ о ее поступке в кабаке, в самой разнузданной обстановке. 3. Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой, - это оправдание его предчувствий. 4. Живет, исходя из требований жизни, вне теорий. 4. Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог - тупик. Теория не может учесть все в жизни. 5. Полуграмотна, плохо говорит, читает только «Евангелие». 5. Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик. 6. Божественная правда - в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа. 6. В нем правда ложна. В рай ценой чужой крови попасть нельзя. 7. У нее есть смысл жизни: любовь, вера. 7. У него нет смысла жизни: убийство - это бунт для себя, индивидуалистический бунт
Христос и блудница. Первая встреча Христа с Марией Магдалиной.
Возвращение блудного сына И блудный сын, больной и обездоленный, возвращается в отчий дом, к тем нравственным основам бытия, от которых человек нередко уходит, обманутый ложными идеалами.
Евангелие
Между крестом и топором. Иллюстрация Эрнста Неизвестного к роману "Преступление и наказание» «Нет, нет тебя несчастнее теперь в целом свете! – воскликнула она… и вдруг заплакала навзрыд, как в истерике…Страдание принять и искупить себя им, вот что надо…Есть на тебе крест?... На, возьми вот этот, кипарисный…Возьми…ведь мой! – упрашивала она. – Вместе и крест понесём!... Как пойдёшь на страдание, тогда и наденешь. Придешь ко мне я надену на тебя, помолимся и пойдём».
Воскрешение Лазаря. Икона конца XIV – начала XV века.
«Любите все создания Божии, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь».
Домашнее задание: 1. Эссе на тему: «У каждого Достоевский свой…». 2. Попробуйте перечислить причины и следствия преступления Раскольникова. Задание выполняется письменно. 3. Составить психологический портрет 2-х героев на основе произведений Достоевского. 4. Творческий проект на тему: «Христианские мотивы в творчестве Достоевского».
Запишите в свои заповедь или истину, которая могла бы определить главные ценности вашей жизни.