«Создание элективных курсов как средство реализации профильного обучения» Шапошникова Лидия Александровна, учитель русского языка и литературы Кирсановской СОШ Тоцкого района
Актуальность с переходом на профильное обучение возросла потребность в разработке элективных курсов разной направленности; недостаточно в методической литературе представлены элективные курсы, развивающие содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном образовательном уровне.
Цель проекта Разработать программу элективного курса по русскому языку для реализации вариативной части учебного плана в условиях негуманитарного профиля образования
Задачи: установить степень разработанности различных аспектов проблемы в психологической, педагогической и методической литературе; разработать программу элективного курса по русскому языку для учащихся 10 класса, занимающихся по учебным планам негуманитарного профиля; разработать методические рекомендации (на перспективу)
Теоретическое обоснование Закон РФ «Об образовании» (Ст. 9) Концепция модернизации российского образования на период до 2010года. Постановление правительства РФ от 9 июня 2003 года 334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в образовательных учреждениях, реализуемых программы среднего (полного) образования».
Профильное обучение Профильное обучение предполагает создание гибкой системы специализированной подготовки учащихся, ориентированной на индивидуализацию обучения, в том числе отработки содержания и организации различных профилей обучения с учетом реальных потребностей рынка труда и кооперацией старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
Элективные курсы обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы реализуются за счет часов школьного компонента
Функции элективных курсов могут выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса; могут развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне; могут быть направлены на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного им профиля.
Значимость русского языка как предмета Русский язык - предмет мировоззренческий – призван обеспечивать единство и взаимодействие языка, культуры, личности в процессе обучения и развития личности, поэтому недопустимо на старшей ступени образования отводить столь малое количество времени (1 час в неделю) для преподавания русского языка.
Компетенции Компетенция - способность, возможность, готовность использовать знания. Федеральный компонент Госстандарта общего образования выделяет языковую, лингвистическую, коммуникативную, культуроведческую компетенции. под лингвистической компетенцией понимают «осмысление речевого опыта», которое включает в себя «знание основ науки о русском языке, усвоение понятийной базы курса» Языковая же компетенция – это владение самой системой языка, знание грамматических, лексических, стилистических, правописных и других норм устной и письменной речи. Коммуникативная компетенция способность использовать язык в качестве средства общения (коммуникации), что подразумевает «овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Культуроведческая компетенция «осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально- культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения».
Программа элективного курса «Слово как предмет языкознания» Курс направлен на развитие содержания предмета «русский язык» как одного из базовых курсов, изучение которого ведется в нашей школе на минимальном уровне (1 час в неделю) в связи с тем, что школа работает в рамках информационно- технологического профиля, а также на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в области русского языка, дополнительную подготовку учащихся для сдачи ЕГЭ по этому предмету. Курс предназначен для учащихся 10 класса. Состоит из 4 разделов: «История письма и звучащей речи», «Русское словообразование», «Происхождение и употребление слов современного русского языка», «Словарная система русского языка». Рассчитан на 34 часа.
Цель курса Создание условий для развития языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций через овладение знаниями о языке как науке; Формирование практических навыков работы с текстами.
Предполагаемые результаты Учащиеся, успешно закончившие курс, смогут: свободно владеть навыками анализа слова как единицы языка; самостоятельно искать информацию на бумажных и электронных носителях; находить структурно-семантические связи родственных слов; группировать, всесторонне анализировать, определять функции лексических явлений в текстах; пользоваться различными лингвистическими словарями; решать разнообразные задачи в процессе общения.
Критерии, определяющие сформированность навыков работы с текстом 1.Понимание содержания исходного текста: - тема и основная мысль текста; - стиль, типы речи; -позиция автора текста. 2.Языковой анализ текста. 3. Создание своего текста на предложенный: -смысловая цельность и композиционная стройность; -точность, богатство и выразительность речи; -изложение собственного мнения и его аргументация. 4. Грамотность: -соблюдение орфографических норм; - соблюдение пунктуационных норм; - соблюдение языковых норм; - соблюдение речевых норм.