ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы и риски внедрения
Волосовец Татьяна Владимировна, директор ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» Российской академии образования
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Федеральный государственный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного образования посредством: расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста; обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребенка; приобщения детей через соответствующие их индивидуально- возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству; реализации вариативных образовательных программ; соблюдения прав ребенка, родителей и других участников образовательного процесса.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество Организации с семьёй; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учёт этнокультурной ситуации развития детей.
ТРЕБОВАНИЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого- педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде; к структуре Программы; к результатам освоения Программы, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к развивающей предметно-пространственной среде Требования к развивающей предметно-пространственной среде Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Целевые ориентиры дошкольного образования - социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного образования
ФГОС ДО: ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Дошкольное образование: с 2 мес. или с 3-х лет? ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПУТИ РЕШЕНИЯ Создание условий для обеспечения дошкольного образования детям с 2-х мес. до 7-8 лет
ФГОС ДО: ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Кадровое обеспечение дошкольного образования ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПУТИ РЕШЕНИЯ Обновление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников дошкольного образования
ФГОС ДО: ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Неравномерное развитие отдельных форм (вариативности) дошкольного образования ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПУТИ РЕШЕНИЯ Развитие частно- государственного партнерства в дошкольном образовании Развитие негосударственного сектора в дошкольном образовании
ФГОС ДО: ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Отсутствие научных основ обновления дошкольного образования ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПУТИ РЕШЕНИЯ Изучение современного дошкольника, современного детства и дошкольного образования
ФГОС ДО: ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Развитие инклюзивного дошкольного образования ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПУТИ РЕШЕНИЯ Создание нормативно- правовой и методической базы
ФГОС ДО: ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Отсутствие реестра Примерных ООП Разработка критериев экспертизы Примерных ООП ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПУТИ РЕШЕНИЯ Создание совета по экспертизе Примерных ООП
ФГОС ДО: ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Отсутствие методических комплектов, соответствующих требованиям ФГОС ДО Отсутствие методических рекомендаций по разным аспектам внедрения ФГОС ДО ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПУТИ РЕШЕНИЯ Разработка методических комплектов, соответствующих требованиям ФГОС ДО, в помощь образовательным организациям по разработке ООП
ФГОС ДО: ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Отсутствие современной предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПУТИ РЕШЕНИЯ Улучшение предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ
ФГОС ДО: ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Слабое развитие межведомственного и сетевого взаимодействия ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПУТИ РЕШЕНИЯ Консолидация ресурсов в дошкольном образовании
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! УСПЕХОВ В РАБОТЕ!!! контакты: ул. Погодинская, д. 8, 2-й подъезд, 8-й этаж, Москва, ippdrao.ru (499) (499)