Лабораторная работа с использованием иллюстративного ряда учителя истории ГБОУ гимназии 1590 Яковлевой В.Л. Личность протопопа Аввакума в его « Житии »
Цели урока: воспитание толерантного отношения учащихся в поликультурном обществе ; способствовать формированию активной жизненной позиции ; научить учащихся объяснять смысл произведения на основе авторских и личных представлений о мире и человеке ; способствовать развитию познавательной активности, развивать эмоциональное восприятие исторического источника.
План урока: Вступительное слово учителя. Постановка проблемного задания Работа с картинами известных художников по теме. Ассоциативное осмысление, объяснение символов. Информация учащихся. Работа с текстом « Жития …» Ответы на вопросы для решения проблемного задания. Закрепление изученного, выставление оценок.
Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума. Чтение отрывка из повести Ю.Нагибина Протопоп Аввакум. Задание: выписать ключевые слова автора
Мнения историков о протопопе. В.Распутин «Печальник земли русской и собиратель её единого дух» : Л.Леонов «Казалось бы – нетерпимый фанатик «божьего дела», ригорист, гонитель просвещения, ретивный приверженец старообрядчества.» К.Кожурин «… на фоне других выдающихся деятелей старообрядческого движения протопоп Аввакум выделяется своей поистине исполинской фигурой, по силе проповеди приближающейся к новозаветным апостолам, а в «огнепальной ревности» по вере – к ветхозаветным пророкам». Проблемное задание в конце урока : какое из высказываний передает сущность и значение личности протопопа.
А.Кившенко Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги. С.В. Иванов Во времена раскола (изъятие по описи старопечатных книг), Объясните происходящее на картинах. Рассказ ученика. Опережающее задание.
Милорадовича С.Д. Путешествие Аввакума. Сообщение ученика о жизни и судьбе протопопа
В.Суриков Боярыня Морозова. Был ли Аввакум одинок в своем противостоянии? Учитель зачитывает отрывок из послания Аввакума боярыне Морозовой… Задание ученикам прокомментировать
Работа с отрывками из «Жития…» Ответы на вопросы Как вы представляете себе Аввакума после знакомства с его "Житием"? Какой у него был характер? Какие моральные и человеческие качества его отличали? 2. В чем Аввакум видел свою миссию? Что толкало его на мученичество? Что защищал и против чего выступал Аввакум? 3. Как он относился к врагам и близким по духу людям? Приведите примеры. 4. Почему всю свою жизнь он терпел бедствия и гонения? 5. Кто были его сторонники и последователи? 6. В чем заключается своеобразие "Жития" Аввакума? Почему оно дается без перевода? Какие приемы он использует для большей убедительности читателей в своей правоте? Всегда ли Аввакум был правдив? 7. Какой эпизод из "Жития" вам больше всего запомнился?
Заключительная часть урока Ответ на поставленный в начале урока проблемный вопрос? Какое из высказываний передает сущность и значение личности протопопа.
Вывод учителя Перед нами личность яркая и незаурядная! И пусть главный вопрос сегодняшнего урока остался открытым. Главное, что вы сумели почувствовать неоднозначность личности Аввакума, а значит – вы научились мыслить самостоятельно, избегая шаблонов и штампов в оценке литературных и реальных героев.