Обобщающий урок-игра по теме: «Имя существительное» в 5 классе.
Урок проводится в конце изучения темы « Имя существительное».Может проходить как внеклассное мероприятие.
Цели урока:
-обобщить полученные ранее знания учащихся о грамматических признаках имени существительного,формировать умение выделять в речи и правильно употреблять имена существительные;
-способствовать развитию мышления,речи,памяти,продолжить развивать умение анализировать;
-воспитание мотивации к учению;
Оборудование:выставка кроссвордов по теме(учащиеся готовили по желанию),герб имени существительного(работа велась в группах),выставка рисунков и поделок(как ты представляешь имя существительное),компьютерное оборудование.
Технологии:групповые,игровые,ИКТ,дифференцированного обучения.
Ход урока.
1.Учитель:
Сегодня мы проводим праздник Имени существительного.Это итог нашей работы. К каждому празднику нужно долго готовиться.И мы с вами хорошо подготовились.Посмотрите,какую замечательную выставку вы подготовили.
Коренным жителем Морфологии можно считать Имя существительное.Не только древнейшим,но и важнейшим жителем и работником называют его:каждое второе слово в речи-имя существительное.Она же и самая самостоятельная часть речи.
-Что такое имя существительное?(учащиеся дают определение)
Давайте проведем эксперимент.Прочтите стихотворение и вычеркните все имена существительные.Что осталось? Понятно ли,что происходит в тексте?
Грозная хозяйка.
Хозяйка сегодня грозна.
«Не к добру!»-почувствовал пес
И полез в конуру.
«Подальше,мой милый,
Держись от собак!»-
Сказал себе кот
И махнул на чердак.
«Коты-это скверно,
Пора уходить!»-
Подумала мышь
И сквозь щелочку-фить!
-Ой!Мышка!
Спасите меня!
Караул!
Вскричала хозяйка
И влезла на стул.
2.Презентации.
Учащиеся индивидуально заранее готовили презентации «Имя существительное».Просмотр трех презентаций.
3. Коллективное творческое задание.
А сейчас мы с вами нарисуем карту города,в котором живет
имя существительное.Возьмем чистые листы и карандаши.Главное здание нашего города-это дом имени существительного.Разместите его на вашем листе.
Давайте вспомним постоянные признаки существительного.(учащиеся называют их).
Проведите в городе две улицы.Назовем их: Собственная и Нарицательная. Из названия сказки А.С.Пушкина возьмите имена существительные,распределите их на собственные и нарицательные и заселите этими жильцами улицы.
«Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.»
Есть в нашем городе еще две улицы:Одушевленная и Неодушевленная.Выпишите из сказки жильцов и заселите улицы.
Катится,катится колобок,а навстречу ему лиса:
-Здравствуй,колобок,какой ты хорошенький!
А колобок запел:
-Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
Да на окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От тебя,лиса, и подавно уйду!
-На какой улице у вас поселился колобок? Почему?
Проведем еще три улицы:Мужская,Женская и Средняя.Придумайте по три жильца на каждую улицу.
Послушате историю.
Витя выполняет домашнее задание.Ему нужно подобрать пять существительных мужского рода и пять женского. Взгляд его случайно падает на ручные часы.Он спрашивает сестру:
-Оля,часы,по-твоему,какого рода?
-Какие часы?-кричит Оля из кухни.
-Папины часы,-отвечает Витя.
Оля,не задумываясь,решает: «Если папины часы,значит,мужского рода,мамины-женского.
Правильно ли рассуждает Оля?
У существительного есть три склонения.Проведите переулки от Мужской,Женской и Средней улицы.Распределите данных жильцов по их местам:
Дядя,яблоня,ночь,озеро,стол,мы шь,камень,окно.
В нашем прекрасном городе есть два озера:одно маленькое,в нем живет пять разных рыбок, а другое большое- в нем этих рыбок много.Посели их туда.Нверное вы уже догадались,что это озера единственного и множественного числа.
А еще в городе есть старинная лестница.Она состоит из шести ступеней. Эти ступеньки- падежи.Назови их и помоги ГНОМИКУ спуститься вниз.
Работы собираются и оцениваются.
4.Дифференцированное задание.Конкурс знатоков языка.
-Работа по карточкам.Слова «перст» и «калалог», раберите их фонетически,объясните их лексическое значение,составьте с ними предложение,подчеркните в них имена существительные как члены предложения.
В это время проводится выездной конкурс для желающих(3-4 учащихся).
Найди и принеси имя существительное неодушевленное,нарицательное, женского рода,первого или второго склонения,единственного числа.
5.Рефлексия.
Вы хорошо подготовили наш праздник, у нас все получилось.Все работы будут оценены.
Домашнее задание:
Написать грамматическое сочинение на одну из тем:
1.Караул! Пропало число.
2. Кому нужны падежи?
3.Существительное-дирижер грамматического оркестра.