НЕПОСЕДЫ Как помочь гиперактивным детям В.П. Арсланьян
Фильм!
Особенности поведения Повышенная двигательная активность (подвижность) Импульсивность (сначала делают, потом думают)
Особенности эмоциональной сферы Эмоциональность: легкость возникновения эмоций подвижность эмоций (переключаемость с одного эмоционального состояния на другое)
Особенности познавательной сферы Сохранный интеллект Отвлекаемость внимания Трудности запоминания (т.к. сложно сосредоточиться)
3 основных признака синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) 1.Повышенная двигательная активность 2.Импульсивность 3.Отвлекаемость внимания
Особенности функционирования мозговых структур Повышенная активность ретикулярной формации
Ретикулярная формация
Трудности в обучении Учебный материал усваивается не в полном объеме (из-за отвлекаемости, неусидчивости, недисциплинированности) Требуется повторение нового материала для закрепления (из-за подвижности нервных процессов) Невозможность выполнения монотонных, однообразных заданий Ошибки в устных ответах (т.к. действия опережают мысль, отвечает не подумав, невпопад, не выслушав вопрос до конца)
Трудности в отношениях со сверстниками и взрослыми Конфликтность Неустойчивость отношений
Личностные особенности Неуверенность Заниженная самооценка Непрогностичность (не задумываются о последствиях своих поступков) Неспособность довести начатое дело до конца Невнимательность к другим людям, их реакциям, эмоциям
Сильные стороны детей с СДВГ Преобладание положительных эмоций (приподнятое хорошее настроение, харизма) Открытость (искренность) Незлопамятность (обид не помнят, зла не держат, быстро мирятся) Легкость в выстраивании отношений (общительность)
Причины СДВГ В основе лежат биологические факторы: Особенности протекания беременности и родов Заболевания мамы Наследственность Питание
Воспитание детей с СДВГ Обычные замечания и наказания не дают желаемых результатов Поэтому нередко родители идут по пути «крайних» вариантов воспитания, которые еще более усугубляют проблемы. Они придерживаются: Жестко-авторитарного стиля воспитания Попустительского стиля воспитания
Рекомендации Распорядок дня: Подвижные игры, занятия спортом (лучше плаванием), чтобы дать возможность расходовать свою излишнюю энергию Четкое расписание (обед, игры, прогулки, домашние уроки и т.д.)
Рекомендации Требования и указания Требования должны быть четкими и краткими Не должно быть сразу несколько указаний Необходимо соблюдать твердость и последовательность в требованиях (они не должны быть разными у членов семьи и не должны зависеть от настроения взрослых) Требований и запретов не должно быть очень много
Рекомендации Необходимо избегать: Большого скопления людей Утомления, т.к. оно приводит к нарастанию активности Беспокойных, шумных приятелей
Рекомендации Обязательно должна быть похвала и поощрение за все достигнутые успехи, даже самые маленькие Необходимо приучать ребенка доводить начатое дело до конца Нужно предварительно готовить ребенка к новой ситуации или предстоящим изменениям
Педагогам на заметку Помните, что ребенок с СДВГ так же, как и все другие дети хочет быть успешным и получать поддержку и похвалу. Поэтому отмечайте его успехи Если ребенок устал, дайте ему возможность переключиться на другие дела (раздать тетради, помыть тряпку и т.д.) Лучше посадить такого ребенка напротив себя Учитывать при проведении проверочных работ, что работоспособность ребенка не длительная и снижается к концу урока Подключите родителей к повторению и закреплению учебного материала дома Не стремитесь «сломать» ребенка, ищите способ договориться с ним
Педагогам на заметку Используйте простые средства планирования и организации времени (планы, «напоминалки» и др.) Перед устным ответом дайте ребенку несколько минут для подготовки – заранее сообщите, когда его очередь отвечать Напомнить в конце выполнения задания, чтобы ученик проверил себя (диктант, решение задачи) Для усвоения и отработки навыков используйте метод проговаривания всех этапов и действий.
Развивающие занятия Цели занятий: 1) Развитие навыков самоконтроля (умения управлять своим поведением и эмоциями) 2) Развитие внимания 3) Развитие навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми
Развивающие занятия Основной метод – игры с правилами (подвижные, настольные) Форма проведения: индивидуально, в парах, в группах
Мультфильм!!!