О.Г. Разумова В.П. Арсланьян
Фильм!
1) Теория «чистой доски» («Tabula rasa») - ребенок рождается, не имея никаких задатков, никакой предрасположенности к чему-либо. В этом случае решающую роль в развитии ребенка играет воспитание. 2) Теория о врожденных способностях и предпосылках. В этом случае решающую роль в развитии играет наследственность.
3) Влияние обоих факторов: и врожденных качеств, и воспитания. Но какие из этих факторов и как влияют?
Биологические (предпосылки) Наследственность Особенности протекания беременности и родов Травмы (родовые, послеродовые) Болезни мамы во время беременности Болезни ребенка (особенно в ранний период развития)
Социально-психологические Социально-экономические условия Стиль воспитания Семейные отношения Личностные особенности родителей Ситуация в школьном коллективе (отношения со сверстниками) Взаимоотношения с педагогами
Чем младше ребенок, тем большую роль играют биологические факторы –врожденные или приобретенные особенности нервной системы Чем старше ребенок, тем большее влияние на развитие и поведение оказывают социальные факторы – воспитание (до подросткового возраста – взрослые влияют, с подросткового - сверстники) У взрослых людей решающим фактором должно быть САМОразвитие, САМОвоспитание, САМОрегулирование, САМОконтроль
Упрямство, негативизм Агрессивность Тревожность Лживость Нарушения дисциплины Побеги из дома
Вовлечение в тоталитарные секты и преступные группы Вовлечение в неформальные молодежные группы Лень (может быть из-за утомляемости, отсутствия целей, познавательных интересов) Замкнутость, ограничение контактов, общение только в социальных сетях Употребление психоактивных веществ
Трудности могут быть обусловлены: низким уровнем умственного развития повышенной отвлекаемостью, подвижностью пробелами в знаниях низкой мотивацией неумением учиться (несформированными общеучебными навыками)
Можно ли влиять на темп работы ученика? Как?
Темп работы может быть связан с особенностями нервной системы (темперамента). Эти особенности нужно учитывать. Какие могут быть решения? Учитывать эти особенности при организации учебного процесса. Дать ученику инструменты (знания, умения, навыки), которые помогут оптимизировать деятельность. Повысить мотивацию, заинтересованность ученика,.
На все, что относится к характеру и к навыкам, умениям: на жизненные ценности, установки, убеждения на морально-этические нормы поведения на развитие самостоятельности, умения принимать решения и нести ответственность на готовность браться за сложные задачи и достигать результата, доводить начатое дело до конца на самооценку, веру в свои силы и возможность достижения успеха
Одинаковый подход к разным детям. Попустительский и отстраненно-равнодушный стили воспитания, при котором не задана система координат, не формируется представление о том, что хорошо и что плохо, нет контроля со стороны взрослых и т.д. Последствия такого воспитания. Жестко-авторитарный и гиперопекающий стиль, при котором взрослые требуют неукоснительного соблюдения правил и подчинения. Родители не доверяют своему ребенку и все контролируют, принимают за него все решения. Последствия такого воспитания.
Отношения между родителями Отношения в расширенной семье (с бабушками и дедушками) Семейные ценности Личностные особенности родителей
Отношения между учеником и педагогами Отношения со сверстниками Статус в классе Успехи в школе Возможность проявить себя во внеучебной деятельности