посвящается генералу Виктору Куценко, полковнику Игорю Лукашу, воинам инернационалистам
* ПЕСНЯ, СОЧИНЕННАЯ СОЛДАТОМ * Я ПРОЙДУ ДОРОГАМИ ТРУДНЫМИ, ГОРЯЧИМИ, * МОЖЕТ БЫТЬ, БЕЗВРЕМЕННО ГДЕ – НИБУДЬ СГОРЮ. * ПРОВОДИТЕ С ПЕСНЕЮ В ПУТЬ, СУДЬБОЙ * НАЗНАЧЕННЫЙ, * Я ИЗ БЕСКОНЕЧНОСТИ ОТБЛАГОДАРЮ.
* СТИХИ УЧАСТНИКА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В АФГАНИСТАНЕ ВИКТОРА КУЦЕНКО. * Они так конкретны, так связаны с судьбами и определенными событиями, боевыми ситуациями, что стоит только затронуть строчку, как она затрепещет и поведает трогательное, трагическое, незабываемое.
* В краткой меж боями передышке * Достает помятую тетрадь * Опаленный порохом мальчишка. * Сердцем хочет песню написать. * * Написать об огненных атаках, * О заветной, радостной мечте, * О друзьях-товарищах, солдатах, * И о с боем взятой высоте. * * Просвистела пуля – он не слышал, * И пробито сердце напролет. * Песня до конца его не вышла, * Строчки в ней одной недостает. * * Песни пусть его чуть-чуть корявы, * Рифмы, ритмы малость не сошлись, * Но в стихах о Родине, о Славе * Кровью сердца строки запеклись.
* Пусть пробьется сквозь любой заслон, * Зазвучит сегодня иль когда-то, * Пронесет сквозь годы боль и стон * Песня, сочиненная солдатом, * Песня, сочиненная солдатом.
* НАБАТ. * * Как часто в боевой метели * Горят, мятутся волны чувств. * Хотели б вы иль не хотели, * Но вас встревожат струны муз. * * Боев живые впечатленья * На штурмом взятой высоте * Преступно предавать забвенью. * В стихах иль в прозе, на холсте * * Все выразить, кто как-то сможет, * И рассказать тем, кто далек, * Как славу предков снова множит * Бесстрашный русский паренек. * * Какие тяготы, лишенья * Ему испытывать пришлось, * Но у поэтов вдохновенье * Афганской темой не зажглось. * * Да! Не сменив кис-кис на тельник, * Паркет – на пыльную тропу, * Не написать «Кавказский пленник», * Но можно породить «Фуку» * * Вот и бытует самодельный * Фольклор воюющих ребят, * А в равнодушье беспредельном * Молчит художников набат! *
* * * Песня незнакомая душу растревожила, * По броне рассыпала струнный перебор, * И нежданной радостью сердце мое ожило * Здесь, в объятьях каменных неприютных гор. * * Словно отгадала ты думу потаенную, * Будто исповедался я в грехах своих, * Ласково укутала душу некрещеную * Светлыми надеждами от метелей злых. * * Я пройду дорогами трудными, горячими, * Может быть, безвременно где-нибудь сгорю. * Проводите с песнею в путь, судьбой назначенный, * Я из бесконечности отблагодарю. * * Коль вернусь на Родину, есть мечта заветная, * Припаду я к травушке от росы хмельной. * Может быть, припомнится песня эта светлая, * Та, что там, под пулями, выжила со мной. *
* Дай мне руку, помоги подняться. * Мне, братишка, вновь не повезло. * Чем теперь с душманами сражаться? * В щепки автомат мой разнесло. * * Что ты умываешься слезами? * В нашей роте слабых не найти. * Что-то плохо у меня с глазами, * Дай мне руку, я смогу идти. * * Пыльной тучей вертолет садится. * «Зря носилки, я и сам бы смог». * Но его несут и прячут лица: * Братцы, осторожней, он без ног.
* СТАРАЯ КРЕПОСТЬ. * * Старая крепость, как в омуте темном, * Дремлет в тревожной ночи. * Снова с рассветом к стенам непокорным * С гор поползут басмачи. * * Видели стены каленые стрелы, * Молнии сабель кривых, * Ядра и пули терзали их тело * В битвах суровых былых. * * Чахнет огонь у коптилки унылой, * В окна крадется рассвет. * Кто мы, откуда берем эти силы * Выстоять здесь столько лет? * * В душу сомненья, как камни, кидает * Вещее пение птиц. * Слышь, воронье соловьем запевает * Песни у наших границ. * * Снова с рассветом начнутся обстрелы. * Кто мы – не время гадать. * Все по местам и проверить прицелы. * Насмерть здесь будем стоять.
ЧИСТЫМИ ОЗЕРАМИ ЛЕСНЫМИ. Горными дорогами крутыми Мы идем сквозь огненный буран. Стонет под годами боевыми, Накопляя боль, Афганистан Чистыми озерами лесными Смотрят вдаль с тревогой и мольбой Грустные глаза наших любимых: «Возвращайтесь поскорей домой». Мы вернемся – этот день настанет, Но сначала дайте нам постичь, Где конец и где же то начало, Чтоб мужского звания достичь. Мы придем с цветами полевыми, В зорьку или в ласковый закат… Чистыми озерами лесными Пусть встречает нас любимой взгляд.
НАД СОЛДАТОМ СКЛОНИЛАСЬ СЕСТРА. Над солдатом склонилась в тревоге сестра, Он молчит, даже стона нет сутки. В медсанбат поступил он из боя вчера, Весь изранен, оторваны руки. У нее на ресницах слезинки дрожат, Вот сорвутся горячим каскадом. Шевельнул вдруг губами молчавший солдат, Прохрипел ей: «Сестренка, не надо. Я все выдержу, только не надо мне слез, Плачь, не плачь, а не вырастут руки. Я тебе подарю миллион алых роз За твое состраданье и муки. Я тебе подарю миллион алых роз, Но не так, как художник принцессе. Соберу их в букет, пусть достанет до звезд, Пусть рождается новая песня». Медсестра свои слезы смахнула тайком И к бинтам приложилась губами: «Поправляйся, родной, ну а розы потом Вечной песней останутся с нами».
* ИСТОКИ. * * У подвигов одни * Истоки вековые: * Любовь к Отчизне, мужество и честь. * И наступает миг, * Когда всерьез впервые * Жизнь проверяет, у кого что есть. * * РАДОСТЬ ВОЗВРАЩЕНИЯ С ВОЙНЫ. * * Радость возвращения с войны * Как неповторима и прекрасна. * Чувства звонкой музыки полны, * В жизни все безоблачно и ясно. * Припев. * А далеко в горах * Навечно на камнях… *
« НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ЭТОГО, ЛЮДИ…» - надпись на пилонах памятника погибшим в последних войнах в Ставрополе. …Один из самых пронзительных памятников погибшим ребятам был изначально посвящен погибшим «афганцам». Но …позднее на пилонах памятника появились фамилии павших в первой и второй чеченской войне. Стихотворение Сергея Глотова звучит как эпитафия.
* Сергей Глотов * * ПЕСНЬ О ЛЕТЯЩИХ * * Кто в рубашке родился, * кто сразу в седле, * кто в сиянье родительской славы; * кто ни в том, ни в другом, - * просто так, на земле, * среди сирых, голодных и слабых. * * Перед каждым дорога * с единым концом, * солнце то впереди, то вдогонку; * но летящим * всегда будет ветер в лицо – * ветер в спину ушедшим в сторонку. * * Вот крыло и перо дарят птице полет, * манят призрачной легкостью жизни; * и бескрылый, * в крыла нарядившийся, рвет * над сохой перетертые жилы. * * Он в падении новую веру открыл: * если птица, то крылья от бога, * а когда ЧЕЛОВЕК, * то обломки от крыл * обозначат летящим дорогу. * Ветер в спину * не самый тяжелый упрек – * оправдания кажутся правдой… * Вот из тех, * что себя от падений берег, * веселится и крыльями правит. * * Научился взлетать, * научился кружить, * не спеша, забираться все выше. * Только зря он * святое умение жить * перепутал с умением выжить. * * Рядом скоростью бредят * и крутят винты, * презирая поток восходящий, * штопорят и срываются * с той высоты, * где кружит никуда не летящий. * * Нет, в наследство не взять * и нигде не купить * этот взмах, изгибающий крылья. * Даже если в крови * всех летящих топить * и свинцом пробивать их навылет… * * Никому и нигде не дано угадать, * сколько их, за предел уходящих… * Вот с орбиты звезда * сорвалась в никуда * и осталась среди настоящих.
* Смотрите видео «Картины художника Виктор Куценко»