отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количествен- ных или качественных) данных; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме.
Р оль статистики в нашей жизни настолько значительна, что люди, часто не задумываясь и не осознавая, постоянно используют элементы статистической методологии не только в трудовых процессах, но и в повседневном быту. Р аботая и отдыхая, делая покупки принимая какие-то решения и т. д. человек пользуется определенной системой имеющихся у него сведений, сложившихся вкусов и привычек, фактов, систематизирует, анализирует, сопоставляет их, делает выводы и принимает определенные решения. Таким образом, в каждом из нас заложены элементы статистического мышления т. е. обладаем способностями к анализу и синтезу информации об окружающем нас мире. Иными словами вся наша жизнь пронизана статистическими методами. Задача состоит в создании методов сбора и обработки статистических данных для получения научных и практических выводов
Слово «статистика» происходит от латинского status состояние дел. В науку термин «статистика» ввел немецкий ученый Готфрид Ахенвальд ( ) немецкий философ, историк, экономист, юрист, педагог. Возникновение статистики было связано с потребностями государственного управления : проводились переписи населения в Древнем Китае; осуществлялось сравнение военного потенциала государств; вёлся учёт имущества граждан в Древнем Риме и т. п. Потребности в статистических данных возросли в период становления и развития капитализма. В ХХ веке появилась математическая статистика, обладающая универсальными методами сбора, хранения и обработки информации для выработки различных прогнозов.
Первая задача математической статистики – указать способы получения, группировки и обработки статистических данных, собранных в результате наблюдений, специально поставленных опытов или произведённых измерений. Вторая задача математической статистики – разработка методов анализа статистических сведений в зависимости от целей исследования. Например, целью исследования может быть: - оценка неизвестной вероятности события; - оценка параметров распределения случайной величины; - оценка неизвестной функции распределения случайной величины; - проверка гипотез о параметрах распределения или о виде неизвестного распределения; - оценка зависимости случайной величины от одной или нескольких случайных величин и т.д.
При проведении статистического исследования после сбора и группировки данных переходят к их анализу, используя различные Показатели (характеристики). Простейшими из них являются среднее арифметическое, мода, медиана, размах. Средним арифметическим Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых. Пример: Рост учащихся первокурсников 157,165,165,168,165,161,165,160,162,169,171, 170,170,175,173,170,177,182,186,182,160,173, 165,162,174,177. Определить средний рост. Решение: = 168,96 см. Ответ: 168,96 см. Составим ранжированный ряд: 157,160,160,161,162,162,165,165,165,165,165,168,169, 170,170,170,171,173,173,174,175,177,177,182,186.
Размахом ряда Размахом ряда чисел называется разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел. Пример: Рост учащихся первокурсников 157,165,165,168,165,161,165,160,162,169,171, 170,170,175,173,170,177,182,186,182,160,173, 165,162,174,177. Размах = 29см. Модой Модой ряда чисел называется число, наиболее часто встречающееся в данном ряду. Пример: Рост учащихся первокурсников 157,165,165,168,165,161,165,160,162,169,171, 170,170,175,173,170,177,182,186,182,160,173, 165,162,174,177. Мода ряда (наиболее часто встречающийся рост):165 см
Медианойупорядоченного рядачисел Медианой упорядоченного ряда чисел с нечётным числом членов называется число, записанное посередине, а медианой упорядоченного ряда чисел с чётным числом членов называется среднее арифметическое двух чисел, записанных посередине. Медианой произвольного ряда чисел Медианой произвольного ряда чисел называется медиана соответствующего упорядоченного ряда. Пример: Рост учащихся первокурсников 157,165,165,168,165,161,165,160,162,169,171, 170,170,175,173,170,177,182,186,182,160,173, 165,162,174,177. Медиана ряда: 169 см (у 12 учащихся рост меньше 169см, у 12 учащихся рост больше169см)
1. Динамику изменения статистических данных во времени иллюстрируют с помощью полигона (графика)
Проект «Школьная форма – «ЗА» и «ПРОТИВ» За523 Против112 Воздержались88 2. Круговая диаграмма
3. Гистограмма Столбчатая диаграмма Столбчатая диаграмма используется тогда, когда хотят проиллюстрировать распределение данных, полученных в результате статистических исследований.