Опыт модернизации ООП в соответствии с концепцией CDIO Таюрская М.С., Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Содержание 1. Зачем это надо? 2. Что такое CDIO? 3. Основные направления работ 4. Основные результаты и трудности 5. Планы ТПУ
Какие проблемы решаем? Несоответствие содержания и результативности инженерных образовательных программ уровню развития современных технологий и ожиданиям работодателей Первый международный доклад ЮНЕСКО «Инженерное дело: проблемы, трудности и возможности для развития», 2010 (Engineering: Issues, Challenges and Opportunities for Development)
Пути решения проблем Разработка новых подходов в инженерном образовании «за счет усиления их практической направленности, введения системы проблемного обучения, отражающей сущность профессии инженера - решение проблем» Создание удобного и действующего механизма постоянного улучшения качества образовательных программ E. F. Crawley, J. Malmqvist, S. Ostlund, D.Brodeur, Rethinking Engineering Education: The CDIO Approach, Springer, 2007.
Концепция CDIO Концепция (инициатива) CDIO - крупный международный проект по реформированию базового инженерного образования, начатый в октябре 2000 года в Массачусетском технологическом институте (MIT, США) с участием ученых, преподавателей и представителей промышленности.
Концепция CDIO Цель инициативы - приведение содержания и результативности инженерных образовательных программ в соответствие с уровнем развития современных технологий и ожиданиями работодателей.
Принцип CDIO Суть инженерной деятельности – сопровождение инженерного продукта (процесса, системы) на протяжении всего его жизненного цикла: Conceive- Design- Implement - Operate Планировать – Проектировать – Производить -Применять»
Принцип CDIO Инженерная образовательная программа должна предусматривать освоение студентом инженерной деятельности в соответствии c моделью «Планировать – Проектировать – Производить -Применять» высокотехнологичные реальные системы, процессы и продукты на глобальном рынке. Учет социальных, экологических и экономических последствий инженерной деятельности
Ресурсы CDIO Стандарты CDIO (CDIO Standards) Перечень планируемых результатов обучения CDIO (CDIO Syllabus) Опыт и практики ведущих инженерных вузов
12 CDIO Standards В Стандартах CDIO определены специальные требования к программам CDIO, которые могут выступать руководством для реформирования и оценки образовательных программ, создавать условия для их непрерывного улучшения.
12 CDIO Standards Определяют требования к: концепции инженерных образовательных программ (Standard 1), формированию учебного плана (Standards 2, 3), практико-ориентированной образовательной среде (Standards 4, 5 и 6), методам обучения и квалификации преподавателей (Standards 7, 8, 9 и 10), методам оценки результатов обучения студентов и программы в целом (Standards 11 и 12).
CDIO Syllabus - документ, содержащий систематизированный и подробный перечень требований к результатам обучения (освоения образовательных программ в области техники и технологий). 4 уровня детализации Удобен при проектировании ОП, их модулей и дисциплин Согласуется с требованиями к результатам обучения EUR-ACE, АИОР, АВЕТ
CDIO Один из самых удачных и перспективных проектов реформирования инженерного образования (более 100 участников) Не является обязательством вуза по использованию всех стандартов Удобная площадка для дискуссий и обмена опытом CDIO – одно из средств достижения целей университета
ТПУ и CDIO ТПУ присоединился к Инициативе CDIO в сентябре 2011 г. Рабочие группы 3 пилотных ООП: Химическая технология Технологические машины и оборудование Электроэнергетика и электротехника Координационная группа CDIO нормативно-методическое и финансовое обеспечение, планирование, семинары анализ текущего состояния и модернизация ООП, методические рекомендации, ПК ППС
Пилотные ООП Химическая технология (ИПР), руководитель - Ушева Н.В Технологические машины и оборудование (ИФВТ), руководитель - Симанкин Ф.А Электроэнергетика и электротехника (ЭНИН), руководитель - Глазачев А.В.
ТПУ и CDIO Результаты анализа текущего состояния ООП в соответствии с рубриками CDIO по самооценке
ТПУ и CDIO Результаты самооценки ООП, первые шаги: 1.Принятие подхода CDIO на вооружение (модернизация Стандарта ООП ТПУ) 2.Разработка и включение в уч. планы модуля «Введение в инженерную деятельность» (1-4 семестры)
«Введение в инженерную деятельность» Теоретическая часть, первый семестр 1. Базовая часть «Особенности инженерной деятельности и роль инженера в мире», 4 часа 2. Вариативная часть по направлению (характеристика, история, проблемы и достижения, основные заказчики выпускников..), 8 часов 3. Вариативная часть по профилю (история кафедры, партнерство с предприятиями и другими вузами, характеристика деятельности студентов), 2 часа на профиль 4. Практические занятия – дополнительно (реальные/ виртуальные экскурсии на профильные предприятия, НИИ, лаборатории…)
«Введение в инженерную деятельность» Практическая часть, 2-4 семестры: Выполнение творческих проектов в командах (до 5 человек) Самостоятельное решение частной задачи (проведение исследования) под руководством преподавателя Возможно выполнение одноименного проекта разными командами Проекты по семестрам могут быть не связаны общей тематикой Каждый семестр – новая команда
Направления модернизации ООП Модернизация аудиторного фонда и лабораторий (Станд. 5-6) Повышение квалификации ППС (Станд. 7-10) Корректировка ООП (Станд. 1-4) Модернизация ООП Концепция, цели Структура Содержание Проектное обучение Зарубежные вузы Предприятия Семинары и тренинги в ТПУ
Модернизация ООП Корректировка концепции, целей и результатов обучения ООП в соответствии с принципами CDIO в содержательной части образовательной программы 2.3 Системное мышление, 3.1 Работа в команде, 4.7 Лидерство в инженерном предприятии Р3. Проявлять способность эффективно работать индивидуально, управлять и проявлять лидерство в командной работе при решении комплексных инженерных задач.
Модернизация ООП Разработка интегрированных учебных планов ООП Какой план является интегрированным? Основа интегрированного учебного плана – проектное обучение студентов: Интеграция знаний из различных дисциплин Освоение дисциплинарных знаний на практике Развитие общекультурных компетенций
Организация проектного обучения Модуль «Подготовка к комплексной инженерной деятельности» семестрэлементы учебного планарезультаты обучения 1«Введение в инженерную деятельность» (теоретическая часть) общие представления, мотивация, интерес 2-4«Введение в инженерную деятельность». Творческие проекты ОК: коммуникация, работа с информацией, основы проектной и командной работы 4-8Комплексные проекты по дисциплинам профессионального цикла ПК в соответствии с целями конкретной ООП 5-8Проекты в рамках учебно- исследовательской работы
Модернизация ООП Разработка методических указаний по организации проектного модуля «Подготовка к комплексной инженерной деятельности» для младших курсов: Цели и задачи проектной деятельности, Условия реализации, Методы оценивания проектов, Инструкции для студентов.
Повышение квалификации ППС ПК в рамках реализации подхода CDIO: прохождение стажировок в зарубежных вузах, реализующих концепцию CDIO (знакомство с опытом реализации концепции), прохождение стажировок на предприятиях (повышение квалификации в области инженерной деятельности), участие в семинарах и тренингах (совершенствование педагогических компетенций)
Трудности и проблемы 1.Организационные (закупки, поездки…) 2.Мотивация преподавателей 3.Методические (характеристики ИнтУП, методы оценки групповых проектов и пр.) 4.Нормативные (утверждение ИнтУП, изменение планирования учебной нагрузки)
Планы Модернизация новых 5 ООП с 2014 г. Разработка программ ПК ППС, в том числе стажировки в зарубежных вузах Разработка студенческих проектов базового уровня (мини-проекты для студентов 1-2 курсов) Участие в конференциях CDIO, проведение секции CDIO в рамках НМК ТПУ
Информация Сайты зарубежных и российских участников CDIO Семинары и конференции CDIO Программы повышения квалификации