Понятие и основные признаки организации деятельности государственных органов (механизм государства)
Понятие: Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства; механизм государства - структура государственной власти, институциональная форма существования государства и осуществления государственной власти; Механизм государства – это реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное "вещество", из которого оно состоит.
Признаки механизма государства: 1.Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности; 2. Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации; 3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,- вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство; 4. При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.
Государственный аппарат и механизм государства: В широком смысле, государственный аппарат выступает синонимом механизма государства и считается. Что термин механизм государства подчёркивает целостность аппарата и его направленность на результативную деятельность. В узком смысле, государственный аппарат – это государственный орган, непосредственно осуществляющий управленческую деятельность, наделённый для этого властными полномочиями.
Принципы организации и деятельности механизма государства: 1.Принцип законности и конституционности (ст. 7, 137 Конституции РБ); 2.Принцип демократизма (ст. 37 Конституции РБ); 3.Принцип гласности (ст. 34 Конституции РБ); 4.Принцип иерархичности и субординации (ст. 107, ч.1 ст. 122 Конституции РБ); 5.Принцип сочетания выборности и назначаемости (ч. 3 ст. 116 Конституции РБ); 6.Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия (ст. 113 Конституции РБ); 7.Принцип высокого профессионализма и компетентности должностных лиц государственных органов (ч. 2 ст. 116 Конституции РБ); 8.Принцип координации в деятельности государственных органов (ст. 7 Конституции РБ); 9.Принцип национального равноправия (ч. 4 ст. 32 Конституции РБ); 10.Принцип гуманизма (ст. 2 Конституции РБ); 11.Принцип разделения властей
Основные признаки государственного органа: 1. Государственный орган всегда структурно обособлен от других органов государства; 2. Для государственного органа характерен государственно- распорядительный порядок образования, реорганизации и ликвидации; 3. Государственные органы действуют от имени государства и в публичных интересах; 4. Для осуществления своих задач каждый государственный орган наделяется необходимой государственно-властной компетенцией; 5. Осуществление государственным органом полномочий может проходить в порядке, установленном Конституцией или законами; 6. Государственные органы имеют внутреннюю организационную структуру; 7. Государственный орган имеет штатное расписание; 8. Орган государства состоит из государственных служащих; 9. Для осуществления своей компетенции государственный орган наделяется определёнными материальными средствами.
Cистема государственных органов: - Президент Республики Беларусь (Глава государства (Глава 3 Конституции РБ)); - Парламент (Национальное собрание (Глава 4 Конституции РБ)): Совет Республики; Палата представителей; - Правительство (Совет Министров (Глава 5 Конституции РБ)); - Суды, прокуратуры (Глава 6 Конституции РБ); - Комитет государственного контроля (Глава 8 Конституции РБ); - Органы местного управления (Раздел V Конституции РБ).
Президент РБ (Глава 3 Конституции РБ) Статья 79 Конституции РБ « Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина». Статья 80 Конституции РБ «Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами». Полномочия Президента устанавливаются в статье 84 Конституции РБ и Законе «О Президенте РБ»
Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь (Глава 4 Конституции РБ) Статья 90 Конституции РБ « Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь и состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики».
Парламент Палата Представителей Статья Конституции РБ Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь состоит из 110 депутатов, избираемых на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидатом в депутаты Палаты представителей вправе быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Полномочия Палаты Представителей закреплены в статье 97 Конституции РБ Совет Республики Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь является палатой территориального представительства и состоит из 64 членов. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет. Полномочия Совета республики закреплены в статье 98 Конституции РБ
Правительство – Совет Министров республики Беларусь Глава 5 Конституции РБ Совет Министров (Правительство Республики Беларусь) является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов. В состав Правительства Республики Беларусь входят: Премьер-министр Республики Беларусь; Глава Администрации Президента Республики Беларусь; Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь; Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь; заместители Премьер-министра Республики Беларусь; министры; председатели государственных комитетов; Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь; Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси; Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ; иные должностные лица по решению Президента Республики Беларусь. Полномочия Совета Министров закреплены в статье 107 Конституции РБ
Суд Глава 6 Конституции РБ Статья 109 Конституции РБ Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей. Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь личные права и свободы, социально- экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования. Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из Конституционного Суда, системы общих и хозяйственных судов. Образование чрезвычайных судов запрещается.
Местное управление и самоуправление РазделV Конституции РБ Статья 117 Конституции РБ местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах. Исключительная компетенция местных Советов депутатов закреплена в статье 121 Конституции РБ: утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении; установление в соответствии с законом местных налогов и сборов; определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью; назначение местных референдумов.
Комитет Государственного Контроля Глава 8 КонституцииРБ Статья 129 Конституции РБ Государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля. В своей деятельности Комитет государственного контроля и его территориальные органы руководствуются Конституцией Республики Беларусь, Законом "О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах", иными законами, декретами, указами, распоряжениями Президента Республики Беларусь и другими актами законодательства Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь.
Классификация государственных органов: - Первичные и производные; - Выборные и назначаемые; - Законодательные, исполнительные, судебные и контрольно-надзорные; - органы общей компетенции и органы специальной компетенции; - коллегиальные и единоличные; - Высшие, местные и центральные.
Вывод: Орган государства - это первичное звено организации государственной власти, обладающее властными полномочиями, компетенцией и структурой и в деятельности которой находят выражение задачи и функции государства