ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Компетентностный подход в преподавании химии Компетентностный подход в преподавании химии.
Advertisements

Ключевые компетентности И. И. Миронова, методист ИМО УО г. Казани Компетентностная модель современного учителя.
Ч ЕСНОКОВА Ю ЛИЯ А НАТОЛЬЕВНА УЧИТЕЛЬ ХИМИИ И ЭКОЛОГИИ 1 КАТЕГОРИИ.
Формирование ключевых компетенций на уроках географии Жукова Ольга Владимировна Учитель географии МОУ «Колыванская средняя общеобразовательная школа» 2011.
КГБСКОУ СКШИ 8 вида 11 КГБСКОУ СКШИ 8 вида 11 Тема: Формирование ключевых компетенций на уроках математикиФормирование ключевых компетенций на уроках математики.
ПОРТФОЛИО КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ.
Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках химии. Из опыта работы учителя химии МОУ СОШ 7 Кобловой Елены Владимировны.
Участники урока ученики 8 класса ученики 8 класса учитель химии учитель химии Время проведения: 3 – урок химии по расписанию в 8 классе. Место проведения.
Презентация к уроку на тему: Что такое метапредмет?
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. поставила задачу существенной модернизации.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Педсовет - семинар Компетентностный подход в образовании как необходимое условие перехода на новые стандарты МОУ «СОШ7 имени В.Н.Пушкарева г.Острова 11.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
Артеменко Анна Рейновна Учитель математики «Лицей 2» г. Камень-на-оби.
Формирование УУД Преподаватели: Артеменко О.В. Николина Н.И. Шилова Н.А. Тарасова Л.П. Уханова О.М. Андреева С.В. САМАРА 2011.
МОУ «Точилинская средняя общеобразовательная школа» Смоленского района Заместитель директора по УВР: Гребенкина Т.В.
Транксрипт:

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ.

Под компетенцией понимают круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен и опытом решения которых он обладает. Компетентность, в свою очередь, рассматривают как теоретико-практическую подготовленность к использованию знаний, умений и навыков вообще и по предмету, в частности, т.е. компетентность рассматривается как способность решать проблемы, возникающие в реальной жизни, средствами предметного содержания. Компетенция в образовании – это готовность ученика использовать полученные знания, умения и навыки в жизни или способность осуществлять какие-либо практические действия.

Применительно к химии предметные компетенции включают ( по О.С.Габриеляну - УМК которого использую для преподавания в н.в.): Понятие о химии как неотъемлемой составляющей единой Понятие о химии как неотъемлемой составляющей единой естественнонаучной картины мира; химия – центральная наука о естественнонаучной картины мира; химия – центральная наука о природе, тесно взаимодействующая с другими естественными природе, тесно взаимодействующая с другими естественными науками (физика химия биология ) ; науками (физика химия биология ) ; Представление о том, что окружающий мир состоит из веществ, Представление о том, что окружающий мир состоит из веществ, которые характеризуются определенной структурой и способны которые характеризуются определенной структурой и способны к взаимным превращениям, т.е. существует связь между к взаимным превращениям, т.е. существует связь между структурой, свойствами и применением веществ; структурой, свойствами и применением веществ; Химическое мышление, умение анализировать явления Химическое мышление, умение анализировать явления окружающего мира в химических терминах, способность окружающего мира в химических терминах, способность говорить и думать на химическом языке; говорить и думать на химическом языке; Понимание роли химии в повседневной жизни и её прикладного Понимание роли химии в повседневной жизни и её прикладного значения в жизни общества, а также в решении глобальных значения в жизни общества, а также в решении глобальных проблем человечества: продовольственной, энергетической, проблем человечества: продовольственной, энергетической, экологической и т.д. экологической и т.д. Навыки безопасного обращения с веществами, материалами Навыки безопасного обращения с веществами, материалами химическими процессами в повседневной жизни практической химическими процессами в повседневной жизни практической деятельности, а также умение управлять химическими деятельности, а также умение управлять химическими процессами. процессами.

Сформулированные компетенции не могут быть достигнуты вне связи с задачей развития учащихся. А значит моей задачей является не только теоретическое наполнение материала, а такое построение учебной деятельности, в котором нарастает самостоятельная, поисковая деятельность учащихся, выполняются задания, ведущие от воспроизводящей деятельности к творческой.

Ключевые компетенции ( по А.Хуторскому) конкретизируются на уровне предмета «химия» следующим образом: Ценностно-смысловая компетенция - рассматривается как компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир с позиции химии; уметь выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения. Ценностно-смысловая компетенция - рассматривается как компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир с позиции химии; уметь выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения. Общекультурная компетенция, которая включает, в том числе и культуру безопасного и ответственного обращения с веществами, материалами и реакциями. Общекультурная компетенция, которая включает, в том числе и культуру безопасного и ответственного обращения с веществами, материалами и реакциями. Учебно-познавательные компетенции – совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, в том числе и с химическими объектами. Учебно-познавательные компетенции – совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, в том числе и с химическими объектами.

Информационная компетенция – умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию естественнонаучного характера, применять ее для решения проблем химического характера. Информационная компетенция – умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию естественнонаучного характера, применять ее для решения проблем химического характера. Коммуникативная компетенция – знания необходимых языков, в том числе химического, а также способов взаимодействия с людьми, навыки работы в группе и т.п. при решении проблем химического характера. Коммуникативная компетенция – знания необходимых языков, в том числе химического, а также способов взаимодействия с людьми, навыки работы в группе и т.п. при решении проблем химического характера. Социально- трудовая компетенция - умения осуществлять гражданско-общественную деятельность, профессиональное самоопределение; при изучении химии учащиеся знакомятся с химическими производствами, знания о которых помогут им реально оценить свои возможности и осознанно подойти к выбору профессии, связанной с химией. Социально- трудовая компетенция - умения осуществлять гражданско-общественную деятельность, профессиональное самоопределение; при изучении химии учащиеся знакомятся с химическими производствами, знания о которых помогут им реально оценить свои возможности и осознанно подойти к выбору профессии, связанной с химией. Компетенция личностного самосовершенствования – умение осуществлять саморазвитие, знание способов физического, духовного и интеллектуального самосовершенствования. Компетенция личностного самосовершенствования – умение осуществлять саморазвитие, знание способов физического, духовного и интеллектуального самосовершенствования.

УЧЕБНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Она формируется через получение и обобщение знаний об изучаемом объекте, развитие творческого мышления при анализе полученной информации, создание элемента картины мира на основе полученного знания.

«С МИРУ ПО ЗНАНИЯМ» Строение атома химического элемента является ключевым понятием при изучении неорганической химии в 8-9 классах. Умение написания электронного паспорта элемента отрабатывается практически на каждом уроке, при использовании знаний и умений учащихся. Строение атома химического элемента является ключевым понятием при изучении неорганической химии в 8-9 классах. Умение написания электронного паспорта элемента отрабатывается практически на каждом уроке, при использовании знаний и умений учащихся.

Как можно охарактеризовать строени е атома элемента S исходя из его положения в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева? Как можно охарактеризовать строени е атома элемента S исходя из его положения в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева? Записать электронный паспорт данного элемента; Записать электронный паспорт данного элемента; Определить характер элемента; Определить характер элемента; Указать возможные способы завершения внешнего энергетического уровня; Указать возможные способы завершения внешнего энергетического уровня; Назвать основные соединения данного элемента и определить их характер. Назвать основные соединения данного элемента и определить их характер.

s p 16n 16 e неМЕ 3 s 2 p 4 d 0 3sp S 0, S -2, S +6 S 0- Простое вещество с неМЕ свойствами S +6 O 3 -высший оксид кислотный(+H 2 O, основным оксидом, основанием) H 2 S -2 -ЛВС

Химическая наука выстроила систему знаний, а моя задача – ввести ученика в эту систему. Но ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности. Деятельность ученика по усвоению химии можно разделить на материальную, материализованную и интеллектуальную.

Под материальной деятельностью понимается деятельность с объектом изучения. Для химии таким объектом является вещество, то есть материальной деятельностью на уроке химии является проведение опытов. Эта деятельность является основной. Без нее познать предмет невозможно.

Все вы видели на ТВ рекламу чистящих средств фирмы vanish. Реклама убеждает, что данные средства чистят без использования хлора. Так ли это? Как можно убедиться в правдивости данных утверждений? Провести качественную реакцию на содержание в предлагаемом продукте хлора. Но какого: газообразного или в виде иона? Определяем ион хлора : к веществу добавляем раствор нитрата серебра, если есть в растворе ион Cl – выпадает творожистый осадок белого цвета – хлорида серебра. Запишите уравнение выполненной реакции.

Материализованная деятельность – это деятельность с материальными моделями, знаковыми моделями (формулами), табличным, цифровым, графическим материалом и т.д. Это решение задач, сопоставление физических свойств, характеризующих изучаемые вещества. Любая внешняя деятельность отражается в мозгу, т.е. переходит в интеллектуальную деятельность, в ходе которой ученик делает выводы, систематизирует факты, устанавливает определенные взаимосвязи, проводит аналогии и т.д. Я на своих уроках так стараюсь организовать работу учащихся, чтобы они получили свои знания не в готовом виде, а создали их большей частью самостоятельно в результате познавательной деятельности.

СЕРОВОДОРОД – ЛВС серы – H 2 S Что можем сказать о данном веществе? Имеет запах тухлых яиц - неприятно, значит либо ядовит, либо токсичен. Образуется при гниении белковой молекулы. Может показать явление воспаления в желудочно-кишечном тракте человека. Является ЛВС- следовательно, газ. Входит в состав натуральных минеральных вод – «Есентуки», «Нарзан». Делаем вывод – в малых количествах полезен, но только в растворе. Хорошо растворяется в воде. Кислота. Сероводородная, с аналогичной формулой. Что такое водный раствор сероводорода?

Стараюсь формировать коммуникативные компетенции через умение работать в группе, умение представлять себя и свою группу устно и письменно, вести дискуссию, вступать в диалог, умение задать вопрос на понимание или уточнение информации.

9 класс. ТЕМА «МЕТАЛЛЫ» Необходимо познакомиться с отдельными представителями данной группы веществ: натрием, кальцием, алюминием и железом. Предлагаю ребятам образовать группы, по своему усмотрению, для того чтобы подготовить сообщения по характеристике металла. Даю время для подготовки выступлений в интервале одного урока. Затем представители группы, распределив между собой вопросы характеристики, приступают к объяснению полученного в самостоятельной работе материала. Отвечают на возникающие вопросы, объясняют более подробно непонятные фрагменты по материалу. Таким образом, пробуют свои силы в педагогическом труде. Результат своего труда узнают после того как ребята других групп напишут провероч ную работ у по рассмотренному материалу.

В настоящее время для формирования образовательных компетенций я стала использовать информационно- коммуникационные педагогические технологии (ИКТ). Готов ые программ ы по химии. Таким образом можно изучать целые темы, но я чаще выбираю необходимые фрагменты из программы и комментирую их по ходу занятия. Могу продемонстрировать химические опыты, схемы сложных реакций и химических производств. Из-за высокой степени наглядности повышается интерес, происходит более осмысленное понимание химических процессов, развивается абстрактное мышление.

Создание собственных электронных образовательных ресурсов. Презентации по изучаемому материалу составляют сами учащиеся. Они при этом расширяют свои знания по предмету, учатся выбирать главное, контролировать свою мысль, овладевают способами работы с информацией: поиск информации, ее редактирование, сохранение и копирование.Презентации по изучаемому материалу составляют сами учащиеся. Они при этом расширяют свои знания по предмету, учатся выбирать главное, контролировать свою мысль, овладевают способами работы с информацией: поиск информации, ее редактирование, сохранение и копирование. Особую гордость для меня имеют презентации П.Прохорова по теме «Химическая связь» и П.Павлова «Каучук».

Я сама создаю страницы электронного учебника по химии для детей при самостоятельном изучении предмета. Среди своих разработок могу предложить уроки по теме: «Классификация органических и неорганических веществ», «Фосфор», «Фенолы», «Альдегиды и кетоны» и др.Я сама создаю страницы электронного учебника по химии для детей при самостоятельном изучении предмета. Среди своих разработок могу предложить уроки по теме: «Классификация органических и неорганических веществ», «Фосфор», «Фенолы», «Альдегиды и кетоны» и др.

В дальнейшем я планирую продолжить работу именно в направлении самостоятельного получения знаний учащимися через увеличение доли лабораторной и практической деятельности учащихся с обязательным привлечением ИКТ.

При компетентностно-ориентированном образовании, акцент делается на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях, Следует отметить, что данный подход не является чем-то принципиально новым и опирается на лучшие традиции педагогической науки и практики.

Ложка дёгтя в бочку с мёдомЛожка дёгтя в бочку с мёдом А дети сегодня перестали творчески мыслить, не особенно хотят получать знания… А дети сегодня перестали творчески мыслить, не особенно хотят получать знания…