УМ-ОДЕЖДА,КОТОРАЯ НИКОГДА НЕ ИЗНОСИТСЯ.
Слепая схема. Синтаксис Словосочетание Предложения Сложные Простые С С П С П П Б С П
Виды сложноподчинённого предложения
Сегодня на уроке я хочу УЗНАТЬ НАУЧИТЬСЯ ПОНЯТЬ
Цель урока Научиться находить и определять виды СПП. Определять средства связи между главным и придаточным предложения. Определять роль придаточных в предложении Определять место придаточных в предложении..
1)Сердце предчувствовало (что?) недоброе. (Дополнение) 2) (Чей?) Мой дом находится в новом районе. (Определение) 3) Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером. (Обстоятельство)
1) Придаточные предложения сходны по смыслу со второстепенными членами предложения. 2) Три основных группы придаточных предложений соответствуют трём группам второстепенных членов: дополнения, определения, обстоятельства.
Основные группы сложноподчиненных предложений СПП С придаточным определительным С придаточным изъяснительным (соответствует дополнению) С придаточным обстоятельствен ным
) Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки 2) Комната,куда меня провели,была похожа,скорее,на сарай. была похожа, скорее, на сарай. 3) И нищий наездник таится в ущелье,где Терек играет в свирепом веселье. 4)В дождливые осенние ночи, когда опадал мокрый осенний лист, парк был прекрасен. !1)Я смотрел на море и видел, как в ней отражалось солнце. 2)Вдруг Печорин стал замечать,что его конь дышит всё тяжелее….. 3)Я не думаю, что все молодые художники- его поклонники. 4)Издали было слышно,как вода клокотала в нём возле затопленных деревьев. 1)Радостное чувство заставило Алексея потерять сознание,и очнулся он только тогда, когда его носилки вынимали из самолёта. 2)Я прослушал Шаляпина во всех операх, где он пел, присутствовал на многочисленных его концертах. 3)Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя, делать всё для того, чтобы люди стали благородно-сильными. 4)Когда я укладывался спать на берегу в ожидании парохода,вода была далеко.
Придаточные определительные Определительные (относятся к члену предложения, который выражен именем существительным (чаще всего), отвечает на вопросы который? какой? и присоединяется при помощи союзных слов: который, чей, какой, когда, где, куда и т.д.): [С улицы, (которая была полна народу), доносился чей-то крик]. [То место, (где мы отдыхали), очень красивое].
Придаточные изъяснительные Изъяснительные (или дополнительные) (отвечают на вопросы косвенных падежей, относятся к такому члену главного предложения, чей смысл надо разъяснить или дополнить, без придаточных изъяснительных такие сложные предложения были бы незаконченными и непонятными): [Бабушка попросила], [чтобы я купил лекарства];
Придаточные обстоятельственные Времени (в них указывается на действие, соотносительное по времени с действием в главном предложении, отвечают на вопросы когда? как долго? с какого времени? и т.д.): (Когда я вернулся домой), [сестра уже делала уроки]; Места (указывают на место, где происходит действие, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов где, куда, откуда и отвечают на вопросы где? куда? откуда? и т.д.): [Через столько лет он вернулся туда], (где провёл свою юность). Образа действия (указывают на образ или способ выполнения действия, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению с помощью союзов как, что и т.д. и отвечают на вопросы как? каким образом?): [Надо было всё сделать таким образом], (чтобы мама ничего не узнала).
Меры и степени (указывают на степень качества, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов что, насколько и т.д. и отвечают на вопросы на сколько? до какой степени?): [Солнце светило так ярко], (что мне пришлось зажмуриться). Причины (указывают на причину того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов потому что, из-за того что, благодаря тому что и т.д. и отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине?): [Я не пошёл вчера в школу], (так как было очень холодно). Цели (указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов чтобы, для того чтобы и т.д. и отвечают на вопросы зачем? для чего?). Присоединительные (поясняют то, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов что, где, когда и т.д.): [Её не было дома], (что бывало нечасто).
Условные (указывают на условие, при котором совершается действие, описанное в главном предложении, к главному предложению присоединяются при помощи союзов если, когда, коли и т.д. и отвечают на вопрос при каком условии?): [Я тебе там эту книгу], (если ты пообещаешь вернуть ев через неделю); Сравнительные (поясняют то, о чём говорится в главном предложении путем сравнения, к главному предложению присоединяются при помощи союзов как, будто, как будто и т.д.): [Мы втроём начали беседовать], (как будто век были знакомы); Уступительные (указывают на условия, вопреки которым совершается действие, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов хотя, несмотря на то что и т.д.): (Хотя он был еще очень юным), [он рассуждал очень разумно]; Следствия (указывают на следствие, которое вытекает из главного предложения, присоединяются при помощи союза так что): [Уже поздно], (так что пойдем домой)
Составление сводной таблицы Виды придаточ ных К чему в главном относится, что поясняет Какими союзами или союзными словами присоединяет ся На какие вопросы отвечает Место придаточного
На основе 2 простых предложений составьте спп,используя подчинительные союзы и союзные слова. На последнем школьном звонке ученики с благодарностью говорили о своих учителях.Труд учителей не прйдёт даром. Я решил обратиться за помощью к другу. Преданность и порядочность друга проверены временем.