Результаты мониторинга туберкулёза в 2012 году по данным отраслевого статистического наблюдения 1 Исп. Стерликов С.А. (495)
Доля впервые выявленных больных с эффективным курсом химиотерапии в России и в мире Мазок/посев положительные Все впервые выявленные 2
Доля больных с эффективным курсом химиотерапии в странах постсоветского пространства Впервые выявленные мазок/посев положительные Впервые выявленные, все Случаи повторного лечения 3
Субъекты Федерации, в которых по итогам 1-4 кварталов 2011 года целесообразно проведение пересмотра контингентов диспансерного наблюдения или контроль за регистрацией пациентов с активным туберкулёзом для лечения * * Количество случаев повторного лечения
* Количество случаев лечения по IV режиму химиотерапии
Комплексный подход к анализу показателей Выделение 1-3 наиболее актуальных направлений работы Учёт сопутствующих факторов (показатели выявления, диагностики и мониторинга* туберкулёза) * по информации, полученной в ходе мониторинговых выездов и от кураторов НИИ туберкулёза и фтизиопульмонологии Перспективные направления: -усиление приверженности пациентов к лечению -усиление контроля химиотерапии -реализация комплексного подхода к повышению приверженности и контролю лечения, включая установление мер социальной поддержки (ФЗ 323 от г., ст. 16 п. 14) -раннее выявление -повышение качества микробиологической (в первую очередь – культуральной) диагностики туберкулёза -совершенствование системы мониторинга туберкулёза Наличие перспективного направления не означает необходимость полного переориентирования направления деятельности. Оно предлагает дополнительные направления развития отрасли. 6 Принципы определения приоритетных направлений по повышению эффективности лечения
- работа с персоналом (обучение, контроль работы), - психологическая работа с пациентом (индивидуальные консультации и групповые занятия, школа пациента) - приближение медицинской помощи к пациенту Перечень регионов 1. Р Карачаево-Черкессия 2. Р Мордовия 3. Р Камчатский край 4. Брянская обл. 5. Кемеровская обл. 6. Курганская обл. 7. Рязанская обл. 8. Сахалинская обл. 9. Чукотский АО Субъекты Федерации, нуждающиеся в приоритетном проведении мероприятий, направленных на совершенствование контролируемого лечения 7
-разработка и финансирование комплексных программ по мотивированию пациентов к лечению - организация стационаров на дому, активного ведения пациентов -социальная и психологическая работа с пациентами 1.Р Бурятия 2.Р Ингушетия 3.Р Калмыкия 4.Р Карелия 5.Р Чечня 6.Хабаровский край 7.Астраханская обл. 8.Волгоградская обл. 9.Воронежская обл. 10.Калининградская обл. 11.Калужская обл. 12.Курская обл. 13.Ленинградская обл. 14.Липецкая обл. 15.Магаданская обл. 16.Новгородская обл. 17.Пензенская обл. 18.Псковская обл. 19.Свердловская обл. 20.Тюменская обл. 21.Ярославская обл. 22.Ненецкий АО 23.Ямало-Ненецкий АО 24.г. Москва Субъекты Федерации, нуждающиеся в приоритетном проведении мероприятий, направленных на предотвращение досрочного прекращения лечения 8
- разработка и внедрение комплексных программ психосоциальной помощи, - усиление контроля за приёмом препаратов (особенно на амбулаторном этапе) Субъекты Федерации, нуждающиеся в приоритетном проведении мероприятий, направленных на повышение приверженности к лечению и контролируемое лечение 1.Р Адыгея 2.Р Алтай 3.Р Кабардино-Балкария 4.Р Северная Осетия-Алания 5.Р Татарстан 6.Р Тыва 7.Р Удмуртия 8.Алтайский край 9.Забайкальский край 10.Краснодарский край 11.Красноярский край 12.Амурская обл. 13.Иркутская обл. 14.Мурманская обл. 15.Нижегородская обл. 16.Новосибирская обл. 17.Омская обл. 18.Оренбургская обл. 19.Приморский край 20.Смоленская обл. 21.Тверская обл. 22.Челябинская обл. 23.Ханты-Мансийский АО 24.Еврейская АО 9
Субъекты Федерации, нуждающиеся в приоритетном проведении мероприятий, направленных на раннее выявление пациентов с туберкулёзом Перечень регионов 1.Р Карелия 2.Р Коми 3.Р Марий Эл 4.Р Саха (Якутия) 5.Р Хакасия 6.Р Чувашия 7.Пермский край 8.Архангельская обл. 9.Владимирская обл. 10.Ивановская обл. 11.Костромская обл. 12.Орловская обл. 13.Смоленская обл. 14.Томская обл. 15.Тульская обл. -повышение охвата профилактическими осмотрами на туберкулёз -организация двойного независимого чтения флюорограмм - контроль явки на дообследование и в специализированные мед. организации. 10
-повышение качества сбора материала -централизация бактериологических исследований на базе хорошо оснащенных лабораторий -консультации специалистов по лабораторной диагностики курирующих НИИ Субъекты Федерации, нуждающиеся в приоритетном прове- дении мероприятий по повышению качества микро- биологической (культуральной) диагностики туберкулёза Перечень регионов 1.Р. Башкортостан 2.Р Дагестан 3.Р. Карачаево-Черкессия 4.Р. Кабардино-Балкария 5.Р. Северная Осетия- Алания 6.Пермский край 7.Амурская обл. 8.Волгоградская обл. 9.Калужская обл. 10.Кировская обл. 11.Курганская обл. 12.Ростовская обл. 13.Еврейская АО 11
Организация процесса сбора информации и составление отчётов в соответствии с требованиями Приказа Минздрава России 50 от г. Перечень регионов: 1.Р. Карелия 2.Р. Дагестан 3.Волгоградская обл. 4.Московская обл. 5.г. Санкт-Петербург 6.Ненецкий АО Субъекты Федерации, нуждающиеся в повышении качества отраслевого мониторинга туберкулёза 12
По результатам наблюдения 2012 года необходимо отметить наихудшие результаты по взаимодействию гражданского и пенитенциарного секторов в субъектах: Республика Карачаево-Черкессия – отраслевое статистическое наблюдение во ФСИН не ведется Ямало-Ненецкий АО – отчёт представлен со значительным опозданием Субъекты Федерации, нуждающиеся в создании механизмов координации между гражданским и пенитенциарным секторами здравоохранения В указанных субъектах Федерации необходимо создать механизм устойчивого взаимодействия с пенитенциарным сектором с оказанием организационно- методической помощи и практического содействия по отраслевому мониторингу. Органам исполнительной власти в сфере здравоохранения всех субъектов Федерации обеспечить работу по межведомственному взаимодействию для обеспечения: - регулярного и качественного статистического наблюдения; - розыску пациентов с туберкулёзом, освободившихся из пенитенциарных учреждений; - выявлению и содействие в ликвидации причин, способствующих регистрации исхода «выбыл». 13
Формы единовременного статистического наблюдения (формы ЕСН) Подготовлен проект форм единовременного статистического наблюдения Цель – организация мониторинга международных показателей в соответствии со стандартным протоколом до реализации регулярного наблюдения 14
Форма ВР-1Ф – финансовый мониторинг противотуберкулёзных мероприятий Часть 1 (т ) – по противотуберкулёзным учреждениям Часть 2 – по медицинским организациям нетуберкулёзного профиля Формы единовременного статистического наблюдения (формы ЕСН) Форма ВР-1Ф 15
- ВР-2Д – мониторинг эффективности лечения детей 0-14 лет - ВР-4БЛ – мониторинг лабораторной диагностики туберкулёза Формы единовременного статистического наблюдения (формы ЕСН) Формы ВР-2Д и ВР-4БЛ 16
Цель – сбор сведений о результатах лечения пациентов с МЛУ-ТБ, зарегистрированных в 2011 году с целью разработки мероприятий по повышению эффективности их лечения. Формы единовременного статистического наблюдения (формы ЕСН) Форма ВР5-МЛУ 17
Предоставляется всеми субъектами Российской Федерации для пациентов, зарегистрированных в гражданском секторе здравоохранения. Срок предоставления формы в Федеральный центр мониторинга противодействия распространению туберкулёза в Российской Федерации – до 10 апреля Порядок заполнения формы на оснований сведений первичной медицинской документации описан в инструкции Формы единовременного статистического наблюдения (формы ЕСН) Форма ВР5-МЛУ 18
Спасибо за внимание и сотрудничество! 19