1) Принцип разделения властей может быть присущ только демократическому государству, ни в рабовладельческом, ни в феодальном государстве он невозможен, так как сам принцип подразумевает наличие экономически свободного собственника основного представителя общества, обладающего и политическими правами. 2) Для фактического осуществления этого принципа необходимы определённые объективные условия достаточная степень развития производительных сил и отношений, а также субъективные уровень политического сознания общества. 3) Теория права предлагает разные варианты механизма действия принципа разделения властей.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ; ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ; СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ.
Согласно Конституции Республики Беларусь, «Парламент Республики Беларусь - Национальное собрание - является представительным и законодательным органом. Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики [1]». Состав Парламента Республики Беларусь человека. Из них: 110 – Палата представителей, 64 - Совет Республики. Срок полномочий Парламента - 4 года. Срок полномочий Парламента может быть продлен, но только в случае войны (ст. 93 Конституции Республики Беларусь).
- при отказе в доверии Правительству; - двукратном отказе в даче согласия на назначение Президентом Премьер- министра; - на основании Заключения Конституционного Суда Республики Беларусь.
- в период чрезвычайного или военного положения; - в последние 6 месяцев полномочий Президента; - в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении и смещении Президента с должности; - в течение года со дня первых заседаний Парламента (в Англии в течение 5 месяцев со дня первого заседания).
Органы исполнительной власти (органы государственного управления) - это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части (политическими силами, стоящими у власти). Органы исполнительной власти предназначены в первую очередь для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов.
Правительство Республики Беларусь в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Структуру Правительства определяет Президент (ст. 84 Конституции) Президент назначает на должность: - Премьер-министра; - заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства.
- «согласие на назначение Президентом Премьер- министра дает Парламент в лиц Палаты представителей; - в течение 2 месяцев после своего назначения Премьер-министр обязан представить для обсуждения Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представить повторную в течение двух месяцев (вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы). - Парламент в лице Палаты представителей может отклонить или одобрить программу деятельности Правительства. Причем повторное отклонение программы означает выражение вотума недоверия Правительству (вотум недоверия Правительству инициируется не менее 1/3 депутатов палаты от полного ее состава). В этом случае Правительство заявляет Президенту о своей отставке.
Конституцией Республике Беларусь предусмотрены: а) Конституционный Суд (призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в Республике бела и давать заключение о соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров); б) Верховный Суд (является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам); в) Высший Хозяйственный Суд.
Фундаментом политического и государственного устройства Республики Беларусь выступает народовластие; Принцип разделения властей является одной из гарантий реализации всех прав и свобод человека; Конституция белорусского государства (ст. 4) гласит, что «демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов…»; Экономический суверенитет, незыблемые устои народовластия гарантируются, во-первых, развитым производственным и научно-техническим потенциалом, наличием национальной банковской системы, денежной единицы, проведением единой бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики; во- вторых, собственной моделью социально-экономического развития, которая характеризуется сильной государственной властью, рациональным сочетанием государственной, частной и других форм собственности, прагматическим подходом к приватизации.