Учитель высшей категории МОУ СОШ 32 города Магнитогорска Ивина Л.Я.
авторпроизведениегерой М.Лермонтов«Выстрел»Конрад Д.Байрон«Тарас Бульба»Савелий А.Пушкин«Матео Фальконе»Два брата П.Мериме«Братья-разбойники»Грузинский юноша Н.Гоголь«Корсар»Сильвио АБестужев- Марлинский «Мцыри» «Мореход Никитин» Матео Тарас Установите соответствия:
авторпроизведениегерой М.Лермонтов«Мцыри»Грузинский юноша Д.Байрон«Корсар»Конрад А.Пушкин«Выстрел»Сильвио А.Пушкин«Братья-разбойники»Два брата П.Мериме«Матео Фальконе»Матео Н.Гоголь«Тарас Бульба»Тарас А.Бестужев- Марлинский « Мореход Никитин» Савелий
Вам, удалённым и чуждым, но близким и милым. Вам эти строфы. Любимцы отринутых дней! В зеркало месяц виденья бросает Людмилам, С бледным туманом слита вереница теней; С тихой и нежной мечтой о принцессах лилейных Рыцари едут в лесу за цветком голубым; Жены султанов глядятся в кристальных бассейнах В знойных гаремах, окутанных в сладостный дым. Светлы картины, и чары не страшны; пропитан Воздух великой тоской по нездешней стране! В юности кем этот трепет тоски не испытан, Кто с Лоэнгрином не плыл в волшебном челне? Трезвая правда сожгла ваши чистые дали, С горных высот мы сошли до глубоких низин; С грохотом города стены высокие встали. С дымом фабричным задвигались поршни машин. Вышли другие. Могучие силой хотений, Вышли, чтоб рушить и строить на твёрдой земле,- Но в их упорстве был отзвук и ваших стремлений, В свете грядущего – луч, вас манивший во мгле! Вам, кто в святом беспокойстве восторженно жили, Гибли трагически, смели и петь и любить, Песнь возлагаю на вашей бессмертной могиле: Счастлив, кто страстных надежд здесь не смог утолить.
Романтизм 1)выступил против строгих канонов классицизма 2)стремился изобразить идеальный национальный характер 3)противопоставляет реальный мир миру идеальному, вымышленному(двоемирие) 4)особый мир - особый романтический язык(эмоциональные и оценочные эпитеты, необычные метафоры и сравнения, фантастика, гротеск, символы 5)герой не может быть счастлив в этом мире Неоромантизм 1)активный романтизм: стремится усилить волю человека к жизни, возбудить мятеж против гнёта действительности 2)проникнут оптимизмом(бодрым, жизнерадостным мироощущением, при котором человек во всём видит светлые стороны, верит в успех) 3)стремится особым языком, в ярких образах показать высокое назначение человека, именно от него зависит, как он проживёт свою жизнь: скучно, обыденно. неинтересно или ярко. возвышенно, красиво 4)герой - неоромантик – человек « с солнцем в крови», хочет быть счастливым и готов весь мир обойти в поисках счастья
1)Кто такой Горький? 2)Знаете ли вы его настоящее имя и фамилию? 3)Какие произведения он написал? 4)Что читали вы? 5)Помните ли героев? 6)О чём и о ком писал Горький?
Человека создаёт его сопротивление окружающей среде
1 часть- романтический пейзаж 2 часть - романтический портрет Макара Чудры 3 часть - диалог рассказчика и Макара Чудры 4 часть-легенда-быль о Лойко и Радде, рассказанная главным героем М.Чудрой 5 часть- романтический пейзаж
1)Прочитайте пейзаж выразительно вслух 2)Какие чувства вызывает этот осенний пейзаж у читателя? 3)В чьём восприятии дан этот пейзаж? 4)Какие образы пейзажа воплощают романтическую идею рассказа - идею свободы? 5)Какие слова старого цыгана Макара Чудры далее подтвердят идею, то, как дороги сердцу свободного человека широкие просторы? 6)Какие художественные средства языка(эпитеты, олицетворения, метафоры) подчёркивают идею и показывают зрелое мастерство начинающего писателя- романтика?
1)В чьём восприятии дан пейзаж в финале рассказа? 2)Почему рассказчик не может уснуть? 3)На фоне каких образов природы видятся рассказчику фигуры Лойко и Радды? Почему? 4)Какие художественные средства языка усиливают выразительность этой картины? 5)Как вы понимаете финал рассказа? Что вечно, а что временно в этом мире для автора -рассказчика? Подтвердите свои выводы ключевыми словами из текста отрывка.
1)Есть ли в портрете Макара Чудры детали, которые подчёркивают его вольнолюбие и независимость, гордость, силу, стойкость характера? Какими языковыми средствами они переданы? 2)Какие качества характера Лойко подчёркивают детали его портрета, с помощью каких художественных средств автор подчёркивает романтический характер героя?
1)Что называет Макар славной долей? 2)Что думает он о других людях? 3)Какое понятие он вкладывает в слова «учиться» и «учить»? 4)Почему он не видит смысла в том, чтобы работать как все? 5)Чего, по его мнению,лишены обычные люди, не видящие в жизни ничего, кроме работы? 6)Как нужно жить, чтобы не разлюбить жизнь? 7)Чего он не принимает в людях(случай со строгим человеком) 8)Как он относится к любви?
1)Зачем Макар Чудра рассказывает эту легенду собеседнику? Найдите его слова. 2)Что ценит он и герои его истории больше всего в жизни? Что они презирают, не принимают? 3)Любят ли Лойко и Радда друг друга? Подтвердите это цитатами из текста 4)Как понимают слово «любовь» в обычной жизни и что вкладывают в это понятие романтические герои? Почему их любовь привела к трагедии? Что вступает в конфликт?
1)Кто назван в рассказе местоимением «я»? А)автор-рассказчик Б)рассказчик В)Макар Чудра 2)Основные художественные средства в осеннем пейзаже А)сравнение Б)олицетворение, метафора В)эпитеты 3)Как отвечает на вопрос «Зачем живёт на свете человек» главный герой рассказа? А)любить Б)жить и всё тут В)искать смысл жизни
4)Что сделала Радда с кошелём денег старого магната? А)отдала их назад Б)взяла себе В)пнула ногой в грязь 5)Чей это портрет? «Он был похож на старый дуб, обожжённый молнией,но всё ещё мощный и крепкий и гордый силой своей? А)Лойко Б)Данило В)Макар Чудра 6)Кому принадлежат слова: «Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько» А)автор Б)Лойко В)Макар Чудра
7)Как погиб Лойко Зобар? А)сам покончил с собой Б)его убил Данило В)его убили цыгане 8)Определите художественный приём «Открывалось бесконечное море, безграничная степь» А)сравнение Б)эпитет В)метафора
9) Кто поёт так, что «сердце то вздрогнет, то замрёт. И плакать хотелось, и смеяться слушая. Само солнце затанцует под эту песню» А)Радда Б)Нонка В)Лойко Зобар 10)Определите художественный приём «Плачет скрипка, хоронит Зобарову волю» А)сравнение Б)олицетворение В)эпитет 11)Что такое повествование о Лойко и Радде по словам Макара Чудры? А)сказка Б)легенда В)быль
1-а 2-б 3-б 4-в 5-в 6-в 7-б 8-б 9-в 10-б 11-в