Материалы могут быть использованы на уроках истории, обществознания и литературы в 9-11 классах, на классных часах. Учитель В. В. Оськина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
История диссидентского движения в СССР. (Имеет ли смысл сопротивляться авторитарному режиму, когда по мнению большинства это бесполезно) А.Д.Сахаров.
Advertisements

Диссидентское движение в СССР: причины, направления, этапы развития.
ПРИМЕЧАНИ Е. Чтобы изменить изображение на этом слайде, выделите рисунок и удалите его. Затем щелкните значок "Рисунки" в заполнителе и вставьте свое изображение.
20 лет Конституции РФ Подготовила Писарева И.М. Классный час.
ГРАЖДАНСКОЕОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО Выполнила ученица МОУ СОШ 2 9В класса Гукасян Милена.
Закон - есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества. С.Джонсон.
12 декабря – День Конституции Российской Федерации Классный час : «Всероссийский день Конституции»
Гражданское общество и государство. Бочкарёва Т.Н., учитель истории МАОУ «Лицей 62»
Основы конституционного строя РФ. МОУ Назаровская СОШ 2011 г. Ситников М.И.
Гражданин и государство «Ты должен посвятить Отечеству свой век, коль хочешь навсегда быть честным человеком.» Д.И.Фонвизин( ) Д.И.Фонвизин( )
Цель урока: сформировать представление учащихся о государстве как о политическом институте и причинах возникновения, структуре и признаках гражданского.
Проверка домашнего задания Прочитать §5. Выучить понятия: политический режим, тоталитарный, авторитарный и демократический режимы, знать их черты. Подготовиться.
12 декабря 1993 года.. Конституция Российской Федерации – это основной закон нашего государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие.
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
Политический режим. Демократия, ее основные принципы и ценности Урок в 9 классе. Автор: Варлапова О.В., учитель обществознания высшей категории МБОУ СОШ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Развитие гражданского общества в современной России «Какое правительство лучше всего? То, которое учит нас управлять собой». (Гёте). Выполнила Исангильдина.
Гражданское общество и государство. Государство – основной политический институт Государство- политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию.
Презентацию подготовил Кутузов Никита ученик 10 А класса МБОУ СОШ 14 г. о. Коломна Россия.
Законность и правопорядок.. План работы. Понятие « законность ». Понятие « законность ». Принципы законности. Принципы законности. Правовой порядок (
Транксрипт:

Материалы могут быть использованы на уроках истории, обществознания и литературы в 9-11 классах, на классных часах. Учитель В. В. Оськина

С августа 1991 года в России начался отсчёт новой исторической эпохи граждане нашей страны стали жить в условиях политической свободы. В 2013 году страна отметит 20- летие Российской Конституции. Тем не менее российское общество и власть до сир пор не находят в себе силы окончательно провести « межу » между собой как демократическим обществом и государством и тоталитарными и авторитарными государствами и обществами, веками существовавшими на территории нашей страны. Современное российское общество морально осудило репрессивные органы царской России и Советского Союза, которые подвергли уничтожению, репрессиям десятки миллионов людей, исковеркали им жизнь. Если мы хотим, чтобы российское общество и государство умело защищать и отстаивать политические и экономические свободы, ценить и защищать правовые, демократические институты, надо чтобы на школьной скамье молодёжь получала ясный и недвусмысленный ответ на вопрос что же представлял собой Советский Союз, советское государство и общество с точки зрения уважения и обеспечения прав и свобод человека политических, правовых, культурных, религиозных, национальных, экономических.

С « Дела Синявского и Даниэля », их политического процесса начинается правозащитное движение в СССР, власть и общество ( вернее, его активная часть – интеллигенция ) не только решительно разошлись во мнениях о свободе слова и творчества, как то было и ранее, но и вступили в открытый конфликт

Краткие биографические сведения. Даниэль – школьный учитель, переводчик (« типичный интеллигент », аналогия с Окуджавой, Кимом, Якобсоном ); Синявский – литературовед и искусствовед. Синявский и Даниэль начинают писать « несоветскую » прозу. Литературные псевдонимы и маски : Абрам Терц, Николай Аржак. Даниэль даёт неотретушированное изображение быта советской интеллигенции ( сопоставление с фильмом « Застава Ильича М. Хуциева ). Писатели выступали за свободу творчества. Андрей Синявский - за возрождение прерванных традиций русского « фантастического реализма » и гротесковой сатиры, за сказочную поэтику, использование фольклорных традиций. Важным для писателей был разговор о сталинском режиме, его моральной ответственности и вине перед обществом.

Не найдя понимание на родине, Синявский и Даниэль публикуют свои произведения за рубежом. Можно представить, какую моральную и политическую оценку данному поступку дали правящие власти. Писателей арестовали и им предъявили обвинения : « клевета », « отщепенство », « идеологическая диверсия ». В это время проходит « Дело Пастернака », в котором отсутствует открытая общественная поддержка писателя во время травли его государством. Так же, суд над Бродским в 1964 году – образец расправы над независимым литератором. Возникает традиция « стояния » на « Пушке » и шире – публичных протестов против произвола. Лозунг « Соблюдайте собственную Конституцию !» – формулирование принципов правозащитного движения. Должна быть опора на право и буквальное исполнения закона.

Центральный вопрос полемики вокруг процесса Синявского – Даниэля : должен ли писатель быть « слугой народа », а фактически государства, имеет ли право государство контролировать и наказывать писателя за его творчество ; существует ли реальная свобода творчества при реальном социализме. На суде писатели отказались от покаяния – пример независимого поведения в безнадёжной ситуации. Опыт тюремного заключения очень повлиял на дальнейшее самоопределение писателей. В этот период складывается ядро московского правозащитного движения и складывается модель отношений инакомыслящих с властью : независимое поведение – репрессии - протесты и защита осуждённых - новые репрессии – новые протесты и т. д. Вокруг дела защиты писателей сплачиваются различные общественные группы : « смогисты », « маяковцы », ранее « мирные » гуманитарии, задетые расправой над людьми своего круга.

УРОКИ ПРОЦЕССА Свобода мысли и творчества – краеугольный камень и основание всех иных свобод в современном обществе. Связь политического выбора с личной порядочностью Противостояние советской власти и инакомыслящих – в значительной степени противостояние непосредственной человечности идеологическому догматизму и диктату

КОРОТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЕ ПИСАТЕЛЕЙ Ю. Даниэль – « полуразрушенный » переводчик. Круг общения – Д. Самойлов, Б. Окуджава, С. Ковалёв и другие. А. Синявский – преподаватель Сорбонны, один из крупнейших деятелей третьей волны русской эмиграции, публицист, издатель журнала « Синтаксис ». Широкий отклик получила его полемика с В. Максимовым и А. Солженицыным. Кампания общественной травли за « Прогулки с Пушкиным »