Школьный сленг Тагиев Т., Птаховский А., Жигайлов И.
Понятие Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста. Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста.
Для чего нужен сленг? Делает речь более краткой, эмоционально выразительной. Сравните: «Разрешите вас пригласить на танец» и «Пойдём поплющимся». Делает речь более краткой, эмоционально выразительной. Сравните: «Разрешите вас пригласить на танец» и «Пойдём поплющимся». Служит опознавательным знаком, Служит опознавательным знаком, что этот человек принадлежит к что этот человек принадлежит к данной социальной среде. Пример: данной социальной среде. Пример: «Там сегодня тусовка» ( «собрание «Там сегодня тусовка» ( «собрание воров» - родилось в уголовной среде). воров» - родилось в уголовной среде).
Когда появился школьный сленг? Отголоски школьного сленга отмечены ещё в Петровские времена (конец XVII – первая четверть XVIII веков): свистульки – розги для школяров. Отголоски школьного сленга отмечены ещё в Петровские времена (конец XVII – первая четверть XVIII веков): свистульки – розги для школяров. Настоящий сленг появился, когда в школу в начале XIX века пришли дети разночинцев. Это были церковно- приходские школы, бурсы, семинарии. Настоящий сленг появился, когда в школу в начале XIX века пришли дети разночинцев. Это были церковно- приходские школы, бурсы, семинарии.
Употребляют в нашей школе Шнурки – родители; Погоняло, кликуха – прозвище; Музон – музыка; Заколебал – надоел; Симпотный – красивый; Стрёмный – плохой; Мобила – телефон;
Глючит – плохо работает; Сваливать – уходить; Глубоко сиренево – одинаково приятно; Забей стрелку – когда встретимся; Комп – компьютер; Крыша поехала - устал
Откуда появляются слова? Из литературного языка: клёвый – хороший; отстой – плохо; фиолетово – всё равно; тормоз – медленно соображающий. Из литературного языка: клёвый – хороший; отстой – плохо; фиолетово – всё равно; тормоз – медленно соображающий. Из иностранных языков: фазер (от англ. Father) – отец; крезанутый (от англ. craze)- сумасшедший. Из иностранных языков: фазер (от англ. Father) – отец; крезанутый (от англ. craze)- сумасшедший. Из технических терминов: мобила (от мобильный) – телефон; сидюшник – компакт-диск (CD-ROM); проги – программы; клава – клавиатура. Из технических терминов: мобила (от мобильный) – телефон; сидюшник – компакт-диск (CD-ROM); проги – программы; клава – клавиатура. Из жаргона наркоманов: косяк – сигарета; нюхач – токсикоман; колёса – таблетки; Из жаргона наркоманов: косяк – сигарета; нюхач – токсикоман; колёса – таблетки; Из воровской лексики: шмон – проверка; крыша – защита. Из воровской лексики: шмон – проверка; крыша – защита.
Интервью 1.Хорошо это или плохо, что есть школьный сленг? 2.Можно ли его запретить, отменить? 3.Правомерно ли говорить об изменчивости сленга? 4.Надо ли относиться к сленгу как к чему- то тому, что только засоряет русский язык? 5.Есть достоинства у сленга? 6.Можно ли говорить о сленге как о неотъемлемой части нашей речи?
Ответы учащихся нашей школы на вопрос «Нужен ли нам молодёжный сленг?» Сленг загрязняет нашу речь. Сленг загрязняет нашу речь. Сленг нужен нам, чтобы общаться на своём языке и отличаться от взрослых. Сленг нужен нам, чтобы общаться на своём языке и отличаться от взрослых. На сленге легче и быстрее высказать свою мысль. На сленге легче и быстрее высказать свою мысль. Если все будут говорить на правильном литературном языке, то будет скучно. Если все будут говорить на правильном литературном языке, то будет скучно. Школьный сленг нужен нам для разнообразия. Школьный сленг нужен нам для разнообразия. Почему бы не поупотреблять интересные слова. Почему бы не поупотреблять интересные слова. Нужен, чтобы нас не всегда смогли перевести, о чём говорим. Нужен, чтобы нас не всегда смогли перевести, о чём говорим.
Литература Л.Г. Смирнова «Культура русской речи», ООО «ТИД «Русское слово»; Л.Г. Смирнова «Культура русской речи», ООО «ТИД «Русское слово»; Н.Г. Гольцова «Русский язык» для кл., «Русское слово», 2005 год Н.Г. Гольцова «Русский язык» для кл., «Русское слово», 2005 год