Вариативные формы инклюзивной практики в ДОО методист Центра дошкольного образования Еремина Татьяна Юрьевна
Структурные подразделения ДОО Центр игровой поддержки развития Консультативный пункт Лекотека Служба ранней помощи группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» Инклюзивные группы
Консультативный пункт создается для родителей (законных представителей) и детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения ЦЕЛЬ – обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям),поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения
Содержание работы Консультативного пункта помощь родителям и детям 5–6 лет, не посещающим ДОО, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу; консультативная помощь родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста; содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих ДОО; комплексная профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих ДОО; взаимодействие между ДОО и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей.
Служба ранней помощи Цель - психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения),не посещающего ДОО, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии
Содержание работы Службы ранней помощи психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей; комплексная коррекционно-развивающая помощь детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогическая поддержка их семьям; работа по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения); включение родителей в процесс воспитания и обучения ребенка; определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.
Лекотека Цель - обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям)
Содержание работы Лекотеки Реализация ОП, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой лекотекой самостоятельно; психопрофилактика, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития; обучение родителей, специалистов ДОО методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии; психопрофилактическая и психокоррекционная работа с членами семьи ребенка от 2 месяцев до 7 лет с нарушением развития; психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей ; помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком; подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка; поддержка инициатив родителей в организации программ взаимодействия семей.
Группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» Цель – оказание систематической психолого- медико-педагогической помощи детям- инвалидам, формирования у них предпосылок учебной деятельности, социальной адаптации, содействия родителям в организации воспитания и обучения детей
Содержание работы Группы кратковременного пребывания «Особый ребенок» коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие коммуникативной, познавательной и иных сфер детей с ОВЗ; подготовка ребенка с ОВЗ к включению в инклюзивную группу; проведение консультативной работы с родителями
ИНКЛЮЗИВНЫЕ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА Цель – предоставление образовательных услуг для детей с различными стартовыми возможностями
Содержание работы инклюзивной группы развивающая деятельность (развитие речи и представлений об окружающем мире, развитие познавательной сферы, игровой, исследовательской, проектной, графической, конструктивной деятельности и т.д.); социализация в условиях совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников; коррекционная деятельность специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, массажист и т.д); программы творческого развития детей (керамическая мастерская, хореография, музыкально-ритмические занятия, игротерапия и др.)
ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования.
ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 года N 2562 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 января 2012 года, регистрационный N 22946).
ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования. В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ.
ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно- оздоровительных мероприятий.
ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ.
14. Режим работы образовательной организации Группы могут функционировать в режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8-10,5 часового пребывания); продленного дня (13-14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 - часов в день); круглосуточного пребывания. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.
Спасибо за внимание!