КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. поставила задачу существенной модернизации содержания и структуры образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. поставила задачу существенной модернизации содержания и структуры образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Понятия компетенции и компетентности активно обсуждают на различного рода уровнях современного образования, термин «ключевые компетентности» вошел в Концепцию модернизации Российского образования на период до 2010 года, как «определяющие современное качество содержания образования». Понятия компетенции и компетентности активно обсуждают на различного рода уровнях современного образования, термин «ключевые компетентности» вошел в Концепцию модернизации Российского образования на период до 2010 года, как «определяющие современное качество содержания образования».
Слова «competence» в английском языке употребляется во множественном числе и означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Слова «competence» в английском языке употребляется во множественном числе и означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Толковый словарь русского языка (Ожегов С.В.) Компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. Компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. Компетентность – глубокое, доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков. Компетентность – глубокое, доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков.
Т.Е. Компетентность – это личностная характеристика, Компетентность – это личностная характеристика, а Компетенция – совокупность конкретных профессиональных или функциональных характеристик. Компетенция – совокупность конкретных профессиональных или функциональных характеристик.
В соответствии с современными тенденциями В соответствии с современными тенденциями образования к общепедагогическим образования к общепедагогическим компетентностям относят следующие: компетентностям относят следующие: * повышать свою квалификацию или * повышать свою квалификацию или полностью полностью переучиваться; переучиваться; * быстро оценивать ситуацию и свои * быстро оценивать ситуацию и свои возможности ; возможности ; * самостоятельно учиться; * самостоятельно учиться; * принимать решения и нести за них * принимать решения и нести за них ответственность; ответственность; * адаптироваться к меняющимся условиям * адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда; жизни и труда; * нарабатывать новые способы деятельности * нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их или трансформировать прежние с целью их оптимизации. оптимизации.
В педагогической литературе существует много различных авторских позиций (Г.М.Коджаспирова, А.В.Хуторской и др.) по поводу структуры профессиональной компетентности педагога. В педагогической литературе существует много различных авторских позиций (Г.М.Коджаспирова, А.В.Хуторской и др.) по поводу структуры профессиональной компетентности педагога. Остановимся детально на ключевых компетенциях учителя, предложенных в работе А.В.Хуторского: Остановимся детально на ключевых компетенциях учителя, предложенных в работе А.В.Хуторского: 1) Ценностно-смысловая компетенция – это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями учителя, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учителя в ситуациях учебной или иной деятельности. 1) Ценностно-смысловая компетенция – это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями учителя, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учителя в ситуациях учебной или иной деятельности.
Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых учитель должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере. – круг вопросов, в которых учитель должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере.
Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций учителя в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно- познавательной деятельности. - это совокупность компетенций учителя в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно- познавательной деятельности.
Информационная компетенция - эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Коммуникативная компетенция - включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Социально-трудовая компетенция - означает владение знанием и опытом в гражданско- общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
Компетенция личностного самосовершенствования - направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
Ключевые компетенции относятся к общему (метапредметному) содержанию образования. В трехуровневой иерархии, предложенной А.В.Хуторским, ключевые компетенции стоят на первом месте. Далее общепредметные компетенции ( относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей) и предметные (частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов). Ключевые компетенции относятся к общему (метапредметному) содержанию образования. В трехуровневой иерархии, предложенной А.В.Хуторским, ключевые компетенции стоят на первом месте. Далее общепредметные компетенции ( относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей) и предметные (частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов).
Компетентности Общепедагогические Общепредметные Предметные
Формируя ключевые компетенции необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом. Формируя ключевые компетенции необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.
Общепредметная компетентность - предполагает владение современными педагогическими технологиями, связанными с тремя компетенциями, очень важными для учителя: - культурой коммуникации при взаимодействии с людьми; - умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя ее в содержании обучения и используя для самообразования; - умением передавать свою информацию другим.
Предметные компетенции Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание предметных компетенций учителя. Они представляют собой педагогическую адаптированную систему: Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание предметных компетенций учителя. Они представляют собой педагогическую адаптированную систему: - научных знаний; - научных знаний; - способов деятельности (умение действовать - способов деятельности (умение действовать по образцу) по образцу) - опыта творческой деятельности в форме умения - опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных принимать эффективные решения в проблемных ситуациях; ситуациях; - опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку. - опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.
Применительно к ХИМИИ предметная компетенция включает следующие знания, умения и навыки: Применительно к ХИМИИ предметная компетенция включает следующие знания, умения и навыки: 1) Понятие химии как неотъемлемой составляющей естественно-научной картины мира; химия – центральная наука о природе, тесно взаимосвязанная с другими естественными науками.
2) Представление о том, что окружающий мир состоит из веществ, которые характеризуются определенной структурой и способны к взаимным превращениям; существует связь между структурой, свойствами и применением веществ.
3) Химическое мышление, умение анализировать явления окружающего мира в химических терминах, способность говорить и думать на химическом языке.
4) Понимание роли химии в повседневной жизни и прикладного значения химии в жизни общества, а также в решении глобальных проблем человечества: продовольственной, энергетической, экологической и др.
5) Практические навыки безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами в повседневной жизни, а также умение управлять химическими процессами.
Педагог всегда творит в соавторстве с учениками, и то как учится школьник, ничуть не менее важно для учителя и конечного результата образовательного процесса, чем то, что он учит. И тогда через усвоение школьниками умений использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях, самостоятельно добывать необходимые знания, грамотно работать с информацией, умение видеть возникшие проблемы и находить правильное их решение, умение вести дискуссию, спокойно и доказательно отстаивая свою позицию – можно будет отнести к компетенции школьников,т.е. к комплексу умений выпусника школы. Педагог всегда творит в соавторстве с учениками, и то как учится школьник, ничуть не менее важно для учителя и конечного результата образовательного процесса, чем то, что он учит. И тогда через усвоение школьниками умений использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях, самостоятельно добывать необходимые знания, грамотно работать с информацией, умение видеть возникшие проблемы и находить правильное их решение, умение вести дискуссию, спокойно и доказательно отстаивая свою позицию – можно будет отнести к компетенции школьников,т.е. к комплексу умений выпусника школы.