Урок 18 Значения и функции падежей в балкарском языке.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок 20 Значения и функции падежей. Местный падеж Местный падеж отвечает на вопросы кимде? неде? Образуется при помощи аффиксов да/-де – : Асяда, юйде.
Advertisements

Имя существительное Имя существительное- часть речи, которая отвечает на вопросы : кто? что? обозначает предмет.
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 5 КЛАСС. ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГЛАВНЫЕ ВТОРОСТЕПЕННЫЕ.
холодно жарко хорошая погодаплохая погода дует ветеридёт дождь тепло туман прохладно светит солнце гроза идёт снег.
ПОГОДА ЯСНО И СОЛНЕЧНО ТЕПЛО ЖАРКО ХОЛОДНО МОРОЗ.
Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание ( задание В3).
Киргизский Язык. Киргизский язык имеет хорошо развитую скотоводческую, а также конноспортивную лексику. Исследование 1984 года, посвящённое конноспортивной.
Памятки Имя существительное Глагол Имя прилагательное.
синтаксис Синтаксис (от греч. синтаксис – «построение, сочетание, порядок») – раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и.
Презентация по теме «Главные члены предложения». Что такое подлежащее? Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи (о чём говорится?)
Помоги Колобку домой вернуться. Обозначает предмет. Бывает одушевленные и неодушевленные. Отвечают на вопросы кто? что?Бывает одушевленные и неодушевленные.
Сказуемое Знать: способы выражения сказуемого. Знать: способы выражения сказуемого. Уметь: находить грамматическую основу предложения, где сказуемое выражено.
Главные члены предложения Проект по русскому языку выполнил Бакиров Максим, ученик 8 класса А.
Подготовила : Черникова Наталия Никитична, учитель русского языка и литературы Пластинского филиала МБОУ СОШ ст. Дрязги.
Внимание! Проверь, дружок! Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке? Ручки, книги и тетрадки?
СОДЕРЖАНИЕ Самостоятельные части речи Самостоятельные части речи Имя существительное Имя существительное План морфологического разбора
Имя прилагательное как часть речи.. Правило! 1. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета. Имя прилагательное отвечает на вопросы.
Автор: Станкова Наталия Валентиновна учитель начальных классов МБОУ «Беляницкая СОШ Сонковского района Тверской области»
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ТИПЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Лузан Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 2 города Черепанова.
Имя существительное. Имя существительное. Имя существительное. Имя существительное. Морфологический разбор имени существительного Морфологический разбор.
Транксрипт:

Урок 18 Значения и функции падежей в балкарском языке.

Именительный падеж 1.Именительный падеж- основной (ким?не?) -не имеет специального аффикса. Однако он служит, с одной стороны, склоняемой основой для всех других падежей. 1.Именительный падеж- основной (ким?не?) -не имеет специального аффикса. Однако он служит, с одной стороны, склоняемой основой для всех других падежей. Слово в именительном падеже может в предложении выступать в роли подлежащего: жауун жауады-идет дождь, сказуемого: ол устазды-он учитель; определения:агъач кёпюр-деревянный мост; дополнения: мен китап сатып алдым- я купил книгу; обстоятельства и т.д. Слово в именительном падеже может в предложении выступать в роли подлежащего: жауун жауады-идет дождь, сказуемого: ол устазды-он учитель; определения:агъач кёпюр-деревянный мост; дополнения: мен китап сатып алдым- я купил книгу; обстоятельства и т.д. Все существительные единственного и множественного числа, а также слова с притяжательными аффиксами стоят в именительном падеже. Например, ата – отец, атала-отцы, атам- мой отец, атабыз-наш отец. Все существительные единственного и множественного числа, а также слова с притяжательными аффиксами стоят в именительном падеже. Например, ата – отец, атала-отцы, атам- мой отец, атабыз-наш отец.

Родительный падеж Родительный падеж-(кимни?нени?)-нам уже знаком, так как первый компонент притяжательного словосочетания стоит в родительном падеже.Аффиксы Р.п. – ны/-ни, -ну/ню: адамны иши,киштикни сураты,столну аягъы,юйюню эшиги. При этом употребление аффиксов притяжательного падежа не всегда обязательно: юй иш, терезе жабыу и т.д.Его основная функция – быть определением. Эта единственная падежная форма, которая не сочетается с глаголом! Родительный падеж-(кимни?нени?)-нам уже знаком, так как первый компонент притяжательного словосочетания стоит в родительном падеже.Аффиксы Р.п. – ны/-ни, -ну/ню: адамны иши,киштикни сураты,столну аягъы,юйюню эшиги. При этом употребление аффиксов притяжательного падежа не всегда обязательно: юй иш, терезе жабыу и т.д.Его основная функция – быть определением. Эта единственная падежная форма, которая не сочетается с глаголом!

Лексика и выражения к уроку Жауун(къар,буз) жауамыды?- Дождь(снег,град) идёт? Жауун(къар,буз) жауамыды?- Дождь(снег,град) идёт? -Хау,жауады.(Угъай, жаумайды.)-Да,идёт.(Нет,не идёт.) -Хау,жауады.(Угъай, жаумайды.)-Да,идёт.(Нет,не идёт.) -Жел урамыды?- Ветер дует? -Жел урамыды?- Ветер дует? -Хау,урады.(Угъай, урмайды.) –Да, дует.(Нет,не дует) -Хау,урады.(Угъай, урмайды.) –Да, дует.(Нет,не дует) -Чууакъ кюн: кюн ачыкъды,кёк булутсузду,кюн тиеди, хауа шошду,жылыды. -Чууакъ кюн: кюн ачыкъды,кёк булутсузду,кюн тиеди, хауа шошду,жылыды. В хороший день:ясный день, безоблачный день,солнечный день,в воздухе тихо,тепло. В хороший день:ясный день, безоблачный день,солнечный день,в воздухе тихо,тепло. -Мутхуз кюн:кюнтиймейди,кёкбулутлуду, -Мутхуз кюн:кюнтиймейди,кёкбулутлуду, желди,сууукъду. –В пасмурный день: солнце не светит,небо покрыто тучами, дует ветер,холодно. желди,сууукъду. –В пасмурный день: солнце не светит,небо покрыто тучами, дует ветер,холодно.