Программа коррекции детско- родительских отношений
Актуальность программы. Удовлетворение базовых потребностей, положенных в основу психического здоровья, таких как потребность в безусловной любви, безопасности, внимании, границах и признании, закладывается в подсознательный опыт ребенка в раннем и дошкольном возрасте, определяя вектор развития личности.
Цель программы: Оптимизация детско-родительских отношений дошкольников. Задачи программы: 1. Развитие компетентности родителей. 2. Обучение эффективным методам взаимодействия с ребёнком посредством игры. 3. Сформировать в ребенке позитивное восприятие самого себя как человека с положительными качествами и недостатками, умение обращаться к себе, советоваться с собой, оценивать свои мысли и поступки. 4. Гармонизация зоны ближайшего развития ребенка (семьи) с зоной социализации – пространством дошкольного учреждения.
Этапы построения программы: 1-й этап – подготовительный. Цель – создать условия для ведения психологической работы. Задачи: а) ввести детский коллектив в режим нестандартных педагогических приемов, открыть потребность ребенка к взаимодействию с социумом с сохранением своей индивидуальности; б) содействовать формированию установки в родительском коллективе на создание психологической культуры в семье как основы здоровья; в) раскрыть творческий потенциал педагогического коллектива в процессе работы с детьми и родителями.
Методика Рене Жиля Цель методики: Исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения. Методика Рене Жиля позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.
Отношения ребенка с другими людьми - отношение к матери; - отношение к отцу; - отношение к матери и отцу, воспринимающимся ребенком как родительская чета (родители); - отношение к братьям и сестрам; - отношение к дедушке, бабушке и другим близким взрослым родственникам; - отношение к другу (подруге); - отношение к воспитателю
Особенности ребенка - любознательность; - стремление к общению в больших группах детей; - стремление к доминированию, лидерству в группах детей; - конфликтность, агрессивность; - реакция на фрустрацию; - стремление к уединению и, как общее заключение, степень социальной адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность
Выделяются пять типов отношения родителя к своему ребенку - принятие-отвержение; - кооперация; - симбиоз; - авторитарная гиперсоциализация; - маленький неудачник.
Тактики воспитания в семье - типы семейных взаимоотношений -диктат -опека -«невмешательство» -сотрудничество.
Факторы, имеющие воспитательное значение: § Принимать активное участие в жизни семьи; § Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; § Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; § Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; § Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; § Уважать право ребенка на собственное мнение; § Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; § С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Для изучения особенностей детско- родительских отношений нами была использована методика «Опросник родительского отношения». С помощью этого теста можно определить характер отношения к ребенку, те способы поведения, которые предпочитают в общении с ним, особенности родительского восприятия и понимания его личности и поступков.
2-й этап – формирующий. Цель – содействовать созданию целостной картины социально-психологического здоровья. Задачи: а) включить детей в освоение позитивного социально- психологического опыта на специальных занятиях, в игре и продуктивном творчестве; б) организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании, границах и признании; в) ввести в режим образовательной среды ДОУ акции совместного творческого взаимодействия семьи и детского сада, направленные на поддержку позитивного семейного потенциала.
3-й этап – творческий. Цель – содействовать сохранению и развитию обратной связи в системе детский сад – ребенок – семья. Задачи: а) укреплять и поддерживать пространство социальной рефлексии в детском коллективе на основе развития эмпатии и стремления к сотрудничеству; б) поддерживать инициативу родительского коллектива во внедрении творческих форм взаимодействия с ДОУ на основе индивидуальных потребностей семьи; в) развивать индивидуально ориентированные формы педагогического взаимодействия на основе реализации творческого потенциала каждого сотрудника, опираясь на высокий профессионализм.
Мероприятия для укрепления семьи 1. Работа с детьми «Уроки доброты» (в рамках тематической недели) 2. Работа с родителями «Искусство родительской любви». 3. Семинар для педагогов «Раскрытие индивидуальности ребенка».
Задачи «Уроков доброты»: а) научить ребенка сопереживать; б) размышлять о своем эмоциональном состоянии, отслеживать его; в) научить создавать комфортную психологическую обстановку в окружающем мире; г) внушить уверенность в себе, ответственность за свои поступки. Цель этого мероприятия – снятие психосоматического напряжения, преодоление комплексов в системе взрослый – ребенок, раскрытие творческого потенциала детей, закрепление позитивного отношения к пространству детского сада.
Взаимодействие с родителями. Встречи с родителями проводятся 1 раз в неделю. Каждая встреча может состоять из двух частей: а) теоретическое освещение поставленной проблемы с конкретными практическими рекомендациями по ее разрешению; б) индивидуальное консультирование родителей. Рекомендуем к рассмотрению следующую проблематику. 1. Целостное понимание здоровья ребенка – взаимосвязь его физического, эмоционального и интеллектуального состояния. 2. Раскрытие индивидуальности ребенка.
«Раскрытие индивидуальности ребенка» Правило 1. Дружеское отношение § Смотри на своего ребенка как на самостоятельную личность. § Ребенок умеет чувствовать так же, как взрослый. § Относись к ребенку вежливо и ласково. § Говори с ним о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства, например, что купить, что поправеть, что сэкономить, чтобы ребенок чувствовал себя членом семейного коллектива. § Регулярно возлагай на него в этом коллективе какие-нибудь обязанности и делай это с самого раннего возраста ребенка. § Уважай его доверие, взгляды и планы.
Правило 2. Честное отношение § Все время доказывай своим поведением, что умеешь держать слово. § Держи себя так, чтобы ребенок не боялся идти к тебе с любым вопросом. § Докажи ему на деле, что он получает всегда правдивый ответ. § Справедливое отношение к ребенку § Учи его во всем достигать наилучших результатов. § Похвали его за достигнутые результаты. § Постарайся понять, по каким побуждениям он совершил свой поступок. § Держи себя так, чтобы ребенок не боялся прийти к тебе и сознаться в своих поступках.
Чего следует избегать? Не обращайся с ним все время как с маленьким ребенком. Не балуй его и не делай за него то, что он мог бы сделать сам. Не испорти его, давая ему все, что он хочет. Научи его ценить то, что он получает.
Правило 3. Благородство § Будь ребенку примером благородного отношения к окружающему миру. § Учи ребенка дисциплине и правильному режиму. § Требуй послушания, но не слепого, а путем убеждения. § Обращай внимание ребенка на необходимость серьезно относиться к работе. § Требуй от ребенка исполнения заданий. § Покажи ребенку прекрасные примеры твердости характера, мужества, любви к людям, верности прогрессивным идеям.
Чего следует избегать? § Собственных грубых и неблагородных поступков, неправдивости, недисциплинированности. § Слабости в отношении к ребенку, который ее не уважает. § Уступчивости во всем. § Избавления ребенка от всех трудностей жизни. § Подражания тем семьям, у которых другие взгляды на воспитание, кто ничем не ограничивает своих детей, снабжает их деньгами и позволяет им крикливо одеваться. § Перегибания т. е. чрезмерной строгости и излишней мягкости.
Правило 4. Послушание § Если ты ребенку даешь приказание, дай ему время для переключения его внимания с того, что он делал, на то, чего ты от него требуешь. § Скажи ясно то, что ты имеешь в виду. Ребенок должен по твоему голосу уметь отличить приказание от желания или предложения. § Изредка говори с ребенком о том, что послужило причиной нашего спора, и объясни ребенку, почему он должен уметь слушаться. § Помни, что существует разница между сознательным непослушанием и детскими ошибками.
Чего надо избегать? § Не провоцируй ребенка. Не вызывай его упрямства, не смейся над ним. В сказках и рассказах непослушание иногда описывается как геройство. Избегай таких сказок. § Не угрожай ребенку и не бей его. § Давши приказание, не вступай в пререкания, не проси и не уговаривай ребенка. § Не говори с другими о непослушании ребенка в его присутствии. § Не веди сам себя, как ребенок.
Правило 5. Ваш ребенок принадлежит всем нам § Позаботиться о том, чтобы у ребенка было детское общество, отвечающее его возрасту и способностям. § Объясни ему то, чего он не понимает и чем интересуется. § Читай ему, рассказывай и подстрекай к рассказам. § Учи ребенка физическому и умственному труду. § Поощряй ребенка в творческой работе. § Вовремя начни возлагать на ребенка не большую, но для него важную ответственность. § При каждом возможном случае разреши ему принимать разные решения по собственному усмотрению и отвечать за свои поступки. § Организуй подходящие по форме соревнования.
Чего надо избегать? § Не торопи медлительного ребенка. § Не смейся над умничаниями ребенка. § Не старайся во что бы то ни стало показывать ребенка в обществе. § Не говори о способностях ребенка в его присутствии. § Не смейся над теми, кто проиграл соревнования. § Не опасайся, что твоего ребенка ждет неудача.
3. Значение дошкольного возраста для формирования эмоционального здоровья ребенка. 4. Особенности различных видов зависимостей, их корни, профилактика возникновения. 5. Возрастная периодизация, кризисы возрастных этапов, взаимосвязь мира взрослых и мира ребенка. 6. Базовые потребности и поведение ребенка. 7. Типы семейного воспитания.
Внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: § Принимать активное участие в жизни семьи; § Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; § Интересоваться проблемами ребенка; § Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; § Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; § Уважать право ребенка на собственное мнение; § Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру; § С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Примеры совместных проектов родителей и детей. 1. «Цветочек Доброты». Вместе с ребенком придумайте цветок необычной формы. Размер – желательно 15х15 см. В серединку цветка поместите фотографию Вашего ребенка. В процессе работы побеседуйте с малышом, выясните, какие цвета ему больше нравятся, каким он представляет себе волшебный цветок, который живет в его сердце и помогает ему говорить добрые слова и делать добрые дела. Узнайте, как Ваш малыш понимает слово «добрый». Дайте ребенку возможность именно ВМЕСТЕ с вами сделать этот необычный Цветок Доброты. Не бойтесь философствовать – дети многое понимают глубоко.
2. «Машина времени». Подберите детские фотографии каждого члена семьи (или хотя бы одного). Поделитесь с ребенком своими воспоминаниями об этом периоде Вашей жизни. На листе размера А3 или чуть больше расположите детские фотографии взрослых членов семьи и фотографию Вашего ребенка. Изобразите фон (с элементами природы или быта) в виде рисунка или аппликации, на котором будут помещены Ваши фотографии, т.е. объедините их простым сюжетом.
3. «Волшебная страна семьи». Изобразите на листе ватмана фантастическую страну, в которой хотела бы жить Ваша семья. Фантазируйте вместе с ребенком. Затем на этот рисунок поместите фотографии всех членов семьи. Предложите ребенку расположить их так, как он захочет, обсудите с ним, почему это именно так, побеседуйте с ребенком о положительных качествах, достоинствах членов Вашей семьи, особенностях их характера. Поразмышляйте, как можно выразить свою любовь к тому или иному близкому человеку исходя из особенностей его характера.
Работа с педагогическим коллективом. Рекомендуем провести три тематических семинара-практикума: «Исследование основ успешности ребенка» – знакомство с методикой раскрытия индивидуальности ребенка, позволяющей анализировать личностный потенциал»; «Коррекция психофизического состояния детей средствами игротерапии»; «Основы психосоматического здоровья ребенка – анализ мониторинга здоровья детей»
Таким образом, данная программа должна способствовать укреплению психосоматического здоровья детей, улучшению социальной адаптации дошкольников, нормализации детско- родительских отношений, развитию творческой атмосферы в педагогическом коллективе ДОУ.
Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) Инструкция: Внимательно прочитайте утверждения, против каждого поставьте ответ «верно», если оно совпадает с вашим отношение к своему ребёнку, или «не верно», если не совпадает. Вопросы: 1. Я всегда сочувствую своему ребёнку. 2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок. 3. Я уважаю своего ребёнка. 4. Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы. 5. Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют. 6. Я испытываю к ребёнку чувство расположения. 7. Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни. 8. Мой ребёнок часто неприятен мне. 9. Я всегда стараюсь помочь моему ребёнку. 10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребёнку приносит ему большую пользу. 11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребёнку. 12. Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни. 13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком. 14. Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят. 15. Для своего возраста мой ребёнок немножко незрелый. 16. Мой ребёнок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне. 17. Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное, как губка. 18. Моего ребёнка трудно научить хорошим манерам при всём старании. 19. Ребёнка следует держать в строгих рамках, тогда из него вырастет порядочный человек. 20. Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своём ребёнке. 22. К моему ребёнку липнет всё дурное. 23. Мой ребёнок не добьётся ничего в жизни. 24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как бы мне хотелось. 25. Я жалею своего ребёнка. 26. Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям. 27. Я с удовольствием провожу с ребёнком всё свободное время. 28. Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким. 29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку. 30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни. 31. Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать этого от него. 32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка. 33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка. 34. Я очень интересуюсь жизнью моего ребёнка. 35. В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав. 36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться. 37. Я всегда считаюсь с ребёнком. 38. Я испытываю к ребёнку дружеские чувства. 39. Основная причина капризов моего ребёнка – эгоизм, упрямство и лень. 40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребёнком.
41. Самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство. 42. Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее 43. Я разделяю увлечения своего ребёнка. 44. Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно. 45. Я понимаю огорчения своего ребёнка. 46. Мой ребёнок часто раздражает меня. 47. Воспитание ребёнка – сплошная нервотрёпка. 48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер. 49. Я не доверяю своему ребёнку. 50. За строгое воспитание дети благодарят потом. 51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребёнка. 52. В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств. 53. Я разделяю интересы своего ребёнка. 54. Мой ребёнок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так. 55. Мой ребёнок вырастет неприспособленным к жизни. 56. Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть. 57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка. 58. Нередко я восхищаюсь своим ребёнком. 59. Ребёнок не должен иметь секретов от родителей. 60. Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него. 61. Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Бланк для ответов: вопроса Ответ вопроса вопроса вопроса вопроса вопроса вопроса61
Номера вопросов для каждого из типов отношения: 1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, , 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, Кооперация: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, Маленький неудачник: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Подсчитывается количество положительных ответов по каждому показателю и даются следующие описания: 1. Принятие-отвержение. Если вы получили высокие значения (11 баллов и выше) по этому показателю, можно сказать, что ваш ребенок нравится вам таким, какой он есть. Вы уважаете индивидуальность ребенка, симпатизируете ему. Стремитесь проводить с ним много времени, одобряете его интересы и планы. Если вы получили низкие значения (9 баллов и ниже) по этому показателю, то, скорее всего, считаете своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Вам кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Часто испытываете к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Не доверяете ему и не уважаете его.
2. Кооперация. Если вы получили высокие значения (9 баллов) по этому показателю, можно предположить вашу заинтересованность делами и планами ребенка. Вы стараетесь во всем помогать ему, проявляете сочувствие. Высоко оцениваете интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытываете чувство гордости за него. Поощряете инициативу и самостоятельность ребенка, стараетесь быть с ним на равных. Доверяете ребенку, стараетесь встать на его тючку зрения в спорных вопросах. Низкие значения (8 баллов и ниже) говорят о недостаточной выраженности такого типа отношения.
3. Симбиоз. При высоких значениях (4 балла и выше) по этому показателю можно считать, что вы стремитесь к симбиотическим отношениям с ребенком. Это означает, что вы ощущаете себя с ребенком единым целым, стремитесь удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Постоянно ощущаете тревогу за ребенка. Он кажется вам маленьким и беззащитным. По своей воле вы никогда не позволяете ему проявлять самостоятельность. Низкие значения (2 балла и ниже) по этому показателю говорят о наличии межличностной дистанции в общении с ребенком, которая совершенно необходима в любом взаимодействии между людьми. 4. Авторитарная гиперсоциализация. При высоких значениях (4 балла и выше) по этому показателю в вашем отношении к ребенку просматривается авторитаризм. Авторитарные родители обычно требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они не в состоянии разделить точку зрения ребенка, стараются во всем навязать ему свою волю. За проявления своеволия сурово наказывают. Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянного успеха в этой сфере. Такие родители хорошо знают своего ребенка, его привычки, мысли и чувства. Низкие значения (2 балла и ниже) являются показателем отсутствия авторитаризма в отношении к ребенку.
5. Маленький неудачник. При высоких значениях (2 балла и выше) по этому показателю в вашем родительском отношении, скорее всего, преобладает стремление приписать ребенку личную и социальную несостоятельность, представить его инфантильным, более младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся вам детскими, несерьезными. Ребенок воспринимается неприспособленным, открытым для дурных влияний. Такие родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неумелость. В связи с этим стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. При Низких значениях (0 баллов) подобные стремления бывают сведены к минимуму.
Спасибо за внимание.